Рефераты
 

Лекция: Организация производства

Характер и объем исходной информации зависит от специфики темы и особен­ностей объекта проектирования. В этой связи отдельные разделы аналитической части проекта разрабатываются с большей или меньшей детализации. Так, при про­работке тем, связанных с совершенствованием системы планирования на предпри­ятии, необходимо изучить существующий порядок разработки всех видов планов, систему планово-аналитических расчетов, оперативного учета, контроля и оценки выполнения плановых заданий на всех иерархических уровнях предприятия и т.п. При разработке же тем, связанных с организацией технического обслуживания основного производства, необходимо изучить существующую систему техническо­го обслуживания и ремонта оборудования, выявить потери времени из-за несвое­временного ремонта, наличие планов ремонта оборудования, их трудоемкость, ха­рактер выполнения и т.п. Значительная часть исходной информации в результате ее соответствующей обработки может быть представлена в виде аналитических таблиц, схем, графиков. 2.2.3. Формулировка выводов по результатам анализа Целью выполнения аналитической части дипломного проекта является выявле­ние существующих на предприятии проблем и резервов, которые могут быть реа­лизованы при условии уменьшения влияния определенных негативных факторов в ор­ганизации основных, вспомогательных и обслуживающих процессах на предприятии. Задачи и методы анализа для достижения указанной цели могут быть различ­ными в зависимости от темы дипломного проекта и компетенции студента-дипломника. По окончании анализа студент-дипломник должен сформулировать конкретные выводы (см. соответствующий раздел). При этом именно эти выводы о вскрытых резервах и существующих пробле­мах должны быть положены в основу разработки проектных организационно-технических мероприятий по совершенствованию организации производства, тру­да, управления и повышению эффективности деятельности предприятия. Блок 2.3. Разработка технических и организационных мероприятий по повышению эффективности деятельности объекта дипломного проектирования Разработка мероприятий, рекомендаций, проектных решений представляет со­бой основное содержание проектной части и включает в себя следующие работы: 2.3.1. Разработка и обоснование целесообразности технических мероприятий Эта работа выполняется только в тех дипломных проектах, в которых в соот­ветствии с темой, ее содержанием и по согласованию с руководителем принято ре­шение о необходимости разработки технологической части. К таким темам, как правило, относятся те, в которых предусмотрено исследование влияния техниче­ских факторов на производительность труда, качество продукции и услуг, исполь­зование производственных мощностей, конкурентоспособность и т.п. Необходи- 17 мость анализа существующих решений по технике и технологии возникает также при изменении в ассортиментной политике, а также при разработке комплексных мероприятий или оргпроектов, направленных на повышение организационно- технического уровня и эффективности производства- В технологической части студент-дипломник должен провести инженерно- технический анализ действующей технологии, применяемого оборудования, инст­румента и т.п. Это должно позволить ему выявить недостатки и резервы совершен­ствования техники и технологии, что является основанием для разработки несколь­ких (не более двух) мероприятий по совершенствованию технических характери­стик производства на предприятии. После четкой формулировки каждого мероприятия и описания возможности его внедрения рекомендуется дать расчеты и характеристику показателей ожидае­мой целесообразности проектируемых мероприятий. Целесообразность проектируемых мероприятий может быть подтверждена снижением трудоемкости производства услуг, сокращением длительности произ­водственного процесса оказания услуги, сокращением норм расхода основных или вспомогательных материалов, повышением качества услуг (продукции), снижением затрат на содержание и эксплуатацию оборудования и т.п. Исходный и проектируемый вариант технологии рекомендуется оформлять в виде технологических карт. Результаты данного раздела согласуются с консультан­том по технологической части. 2.3.2. Разработка и краткое обоснование организационно-экономических мероприятий На основе изучения и анализа действующих на предприятии форм и методов организации производства, труда и управления, а также с учетом выявленных про­блем, связанных с темой дипломного проекта, студент-дипломник должен разрабо­тать не менее трех-четырех мероприятий по совершенствованию организационно-экономической деятельности объекта исследования. После четкой формулировки сущности каждого мероприятия и описания возможности его внедрения рекомен­дуется дать краткую характеристику показателей их ожидаемой целесообразности. При углубленной проработке и решении отдельных вопросов организационно-экономической деятельности на предприятии дипломниками должна быть проявле­на самостоятельность и творческая инициатива. Перечень возможных организационно-технических мероприятий, направлен­ных на повышение эффективности производства, представлен в Приложении 7. Таким образом, проектируемые организационно-экономические мероприятия должны учитывать резервы роста конкретности производства, выявленные в ходе анализа, а также результаты передового отечественного и зарубежного опыта по проблемам темы дипломного проекта. 18
й-
2.3.3. Расчет показателей экономической эффективности в дипломном проекте проектируемых мероприятий Для подтверждения ожидаемой целесообразности проектируемых мероприя­тий в проектной части дипломного проекта необходимо произвести подробные расчеты показателей экономической эффективности проектируемых мероприятий. Перечень показателей экономической эффективности по каждому мероприятию может быть различен и учитывать специфику обосновываемых мероприятий. Однако, как правило, в процессе технико-экономического обоснования проек­тируемых мероприятий рассчитываются следующие показатели: - снижение трудоемкости; - снижение непроизводительных потерь рабочего времени; - условное высвобождение численности рабочих; - сокращение численности рабочих; - рост производительности труда; - рост объема производства; - снижение себестоимости услуг (продукции); - экономия условно-годовая от внедрения мероприятий; - экономический эффект от внедрения мероприятий; - срок окупаемости дополнительных капитальных затрат. Методы расчета показателей экономической эффективности представлены в Приложении 8. Предложенные в проектной части организационно-технические мероприятия должны быть эффективными, конкретными и реальными в условиях работы иссле­дуемого предприятия. Характеристика и обоснование каждого мероприятия, включенного в проект­ную часть дипломного проекта, должна содержать следующие вопросы: 1. Конкретная формулировка проектируемого мероприятия и краткое изложе­ние его сущности. 2. Краткое текстовое обоснование преимуществ и целесообразности проекти­руемого мероприятия в связи с выявленными в аналитической части недостатками. 3. Таблица исходных данных, необходимых для расчета показателей экономи­ческой эффективности проектируемых мероприятий, с указанием источников полу­чения исходной информации. 4. Расчеты показателей экономической эффективности проектируемых мероприятий. 5. Выводы по результатам расчетов о преимуществах и эффективности проек­тируемых мероприятий. 2.3.4. Расчет основных показателей годового плана Расчет основных экономических планов показателей на текущий год по пред­приятию осуществляется с целью выявления влияния на них проектируемых орга­низационно-технических мероприятий. Обоснование преимуществ проекта будет неполным, если дипломник только зафик­сирует ряд абсолютных и относительных показателей. Важно сделать выводы о целесо- 19 образности и эффективности проектных предложений и о их роли в увеличении финан­совой устойчивости и повышении эффективности деятельности предприятия. В заключении проекта формулируются основные выводы и положения по ре­зультатам аналитических и расчетных разделов, а также степени выполнения цели дипломного проекта. Этап III. Оформление и защита дипломного проекта Этот блок работ является завершающим при подготовке дипломного проекта и включает в себя следующие работы 3.1.1. Оформление пояснительной записки Пояснительная записка к дипломному проекту должна содержать все не­обходимые материалы по анализу, проектированию и обоснованию проектных решений. В пояснительную записку должны быть включены необходимые таб­лицы, схемы, графики, фотографии и другие иллюстративные материалы. В пояснительной записке не допускаются повторения известных доказа­тельств, обширные выписки из учебников, специальной литературы и других ис­точников. Пояснительная записка должна быть изложена грамотным литературным языком и свидетельствовать о глубине проработки теоретического, аналитического и проектно-расчетного материала по теме дипломного проекта. В тексте пояснительной записки следует помещать итоговые и наиболее важные таблицы, в которых раскрывается содержание рассматриваемых вопросов. Таблицы, со­держащие справочный нормативный материал, а также исходные данные первичного учета, следует помещать в качестве Приложений в конце пояснительной записки. В процессе экономических расчетов особое внимание должно быть обращено на использование соответствующих методик, на предоставление обоснованных ис­ходных данных для расчетов (с указанием конкретных источников информации) и на точность вычислений. Пояснительная записка должна быть написана чернилами аккуратным почер­ком и представлена в специальном переплете. Допускается компьютерный вариант изложения текста, таблиц, рисунков. Оформление текстовых разделов пояснительной записки должно соответство­вать требованиям ГОСТ Р 6.30.97. Расположение текста на листах формата А4 (297х210) должно обеспечивать соответствующие поля. IПоЦ •20 10*- TlO 20 Текстовые материалы при необходимости разделяют на разделы и подразделы. Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего документа, обозначен­ные арабскими цифрами с точкой. Подразделы должны иметь нумерацию в преде­лах каждого раздела. Номера подразделов состоят из номеров раздела и подразде­ла, разделенных точкой. В конце каждого подраздела также должна ставиться точ­ка. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов. Если документы не имеют подразделов, то нумерация пунктов в нем должна быть в пределах каждого раздела и номер пункта должен состоять из номеров раздела и пункта, разделенных точкой. В конце номера пункта также должна ставиться точка, например: 1. ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ 1.1. 1.2. Нумерация пунктов первого раздела документов 1.3. 2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ 2.1. 2.2. Нумерация пунктов второго раздела документа 2.3. Если раздел имеет подразделы, то нумерация пунктов должна быть в пределах подраздела и номер пункта должен состоять из номеров раздела, подраздела и пункта, разделенных точками, например: 3. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ 3.1. Аппараты, материалы и реактивы 3.1.1. Нумерация пунктов первого подраздела третьего раздела документа 3.1.2. 3.2. Подготовка к испытанию 3.2.1. Нумерация пунктов второго подраздела третьего раздела документа 3.2.3. Каждый пункт, подпункт и перечисление записываются с абзаца. Наименование разделов, подразделов и пунктов должно быть кратким. Наиме­нование разделов записывают в виде заголовков (симметрично тексту) прописны­ми буквами. Наименования подразделов записывают в виде заголовков (с абзаца) строчными буквами (кроме первой прописной). Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Расстояние между заголовками и текстом при выполнении документа рукопис­ным способом -15 мм. Расстояние между заголовками раздела и подраздела -10 мм. 21 Каждый раздел текстового документа рекомендуется начинать с нового листа. Ссылки на используемую литературу рекомендуется выполнять в квадратных скобках, в которых указывается номер литературного источника по списку литера­туры к проекту и страница, на которой помещен используемый материал. Напри­мер [5.стр.13]. В тексте пояснительной записки не допускается: - применение для одного и того же понятия различных научно-технических терминов, близких по смыслу (синонимы), а также иностранных слов и терминов при наличии равнозначных слов и терминов на русском языке; - применение сокращения слов, кроме установленных правилами русской ор­фографии, пунктуации, а также соответствующими государственными стандартами; - использование в тексте математического знака минус ( - )перед отрицатель­ными значениями величин. Вместо математического знака (-) следует писать сло­во "минус"; - употребление математических знаков без цифр, например ^ (меньше или равно), ^ (больше или равно), 1- ( не равно), а также знаки № (номер), % (процент). В используемых при расчетах формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами. Обозначения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, должны быть приведены непосредственно под формулой. Значение каждого симво­ла дают с новой строки в той последовательности, в какой они приведены в форму­ле. Первая строка расшифровки должна начинаться со слов "где" без двоеточия по­сле него. Все формулы, если в документе более одной, нумеруют арабскими цифрами в пределах раздела. Номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номе­ра формулы, разделенных точкой. Номер указывают с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках, например:
Е='

С,-С, К,-К,

(3.1.)
Все иллюстрации, если их в пояснительной записке более одной, нумеруют в преде-лах раздела арабскими цифрами. Номер иллюстрации состоит из номера раздела и по­рядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например: Рис. 1.1., Рис. 1.2. Ссылки на иллюстрации дают по типу: (рис. 1.1.) или (рис. 1.2). Ссылки на ранее упомя­нутые иллюстрации дают с сокращенным словом "смотри", например, (см. рис. 3.3). Иллюстрации при необходимости могут иметь наименование и поясняющие данные (подрисуночный текст). Наименование и номер иллюстрации помещают под иллюстрацией. Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Все таблицы должны иметь заголовки, которые следует выполнять строчными буквами (кроме первой прописной) и помещать над таблицей посередине. Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм. 22 Если цифровые данные в графах таблицы выражены в различных единицах физических величин, то их указывают в заголовке каждой графы. Если все пара­метры, размещенные в таблице, выражены в одной и той же единице измерения (например, тыс. руб.), сокращенное обозначение единицы физической величины помещают над таблицей. Повторяющийся в графе таблицы текст, состоящий из одного слова, допуска­ется заменять кавычками, если строки в таблице не разделены линиями. Если повторяющийся текст состоит из двух и более слов, то при первом повто­рении его заменяют словами "То же", а далее кавычками. Все таблицы, если их в документе более одной, нумеруют в пределах раздела арабскими цифрами. Номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового но­мера таблицы, разделенных точкой. Допускается нумерация таблиц: в пределах всего документа. Над правым верхним углом таблицы выше заголовка помещают надпись "Таблица" с указанием номера таблицы, например, "Таблица 2.1". На вес таблицы должны быть ссылки в тексте, при этом слово "таблица" в тексте пишут полно­стью, если таблица не имеет номера, и сокращенно - если имеет номер, например: "... в табл. 1.1". Титульный лист пояснительной записки дипломного проекта оформляется в соответствии с установленной формой. В конце пояснительной записки приводится список используемой литературы. В список должна быть включена только та литература, которая непосредственно использо­вана дипломником и на которую имеются ссылки в тексте пояснительной записки. Пояснительная записка подписывается студентом с указанием даты окончания работы, что подтверждает его полную ответственность за достоверность и обосно­ванность всех материалов, отраженных в пояснительной записке и в графической части дипломного проекта. 3.1.2. Подготовка доклада для защиты дипломного проекта Составление доклада является одной из заключительных работ по оформле­нию дипломного проекта и подготовки его к защите. Доклад может готовиться раз­личными методами: в виде кратких тезисов, ключевых слов и т.п. При подготовке доклада по защите дипломного проекта необходимо учиты­вать, что в нем в краткой форме рекомендуется отражать следующие вопросы: - тема, объект, цель, задачи и актуальность дипломного проекта; - основные выводы и положения по результатам теоретических исследований; - основные выводы и положения по результатам общего экономического и темати­ческого (по проблемам темы дипломного проекта) анализа с обоснованием необходимо­сти проектирования определенных технических и организационных мероприятий; - основные характеристики проектируемых оргтехмероприятий, рекомендации по их внедрению и результаты расчетов их экономической эффективности; - выводы о влиянии проектируемых мероприятий на основные экономические плановые показатели предприятия - объекта дипломного проектирования. 23 3.1.3. Оформление графической части Материалы, составляющие содержание графической части, должны быть тесно связаны с содержанием доклада по защите дипломного проекта и наглядно иллюст­рировать его основные положения и выводы. Графическая часть дипломного проекта выполняется в последнюю очередь, так как наиболее значимые и интересные наглядные иллюстрации, характеризую­щие основные выводы и предложения дипломника, могут быть сделаны только по­сле окончания работы над пояснительной запиской и докладом. Такой порядок выполнения графической части исключает затраты времени на возможные доработки и переделки графических материалов. Графический матери­ал (чертежи, плакаты, схемы, графики и т.д.) должен оформляться в соответствии с требованиями соответствующих стандартов. 3.1.4. Процедура оформления дипломного проекта к защите Законченный дипломный проект представляется руководителю проекта. После проверки проекта руководитель подписывает пояснительную записку и графиче­ские листы. Одновременно руководитель готовит письменный отзыв о работе студента над дипломным проектом В письменном отзыве руководитель объективно отражает степень самостоя­тельности в работе над проектом, проявленную инициативу, компетентность, прак­тическую значимость предлагаемых мероприятий и т.п. Дипломный проект, подписанный консультантами и руководителем за 7-10 дней до нача­ла защиты, должен быть представлен на подпись заведующему выпускающей кафедрой. После ознакомления со всеми материалами дипломного проекта заведующий выпускающей кафедрой решает вопрос о допуске или недопуске проекта к защите, при положительном решении ставит свою подпись на титульном листе проекта. Не допускаются к защите студенты: а) не выполнившие полностью учебный план (наличие несданных экзаменов, зачетов, курсовых работ и т.п.); б) не сдавшие дипломный проект на кафедру в условленный графиком срок; в) представившие дипломный проект, не отвечающий требованиям и заданию; г) показавшие в дипломном проекте свою профессиональную, стилистическую и орфографическую малограмотность, небрежно оформившие проект. Дипломный проект, допущенный кафедрой к защите, направляется на рецен­зию. В качестве рецензентов, как правило, привлекаются руководящие специали­сты экономических служб предприятий города. 3.1.5. Защита дипломного проекта Защита дипломных проектов осуществляется по утвержденному проректором по УМР графику. Кроме подготовленных к защите дипломных проектов, отзывов и 24 .рецензий, в Государственную аттестационную комиссию (ГАК) деканами факуль­тетов представляются справки о выполнении студентами учебного плана с оценка­ми по всем теоретическим дисциплинам, курсовым проектам, всем видам практик, я также с результатами о сдаче государственного экзамена по специальности. 1 В соответствии с Положением о ГАК высших учебных заведений устанавлива-;<тся определенный порядок защиты дипломных проектов. ' Перед защитой дипломного проекта зачитывается справка об успеваемости студента. Затем студент кратко излагает основные положения и выводы проекта. Зачитываются отзыв руководителя, рецензия, и студент отвечает на их замечания. Вопросы по содержанию и оформлению проекта могут быть заданы как члена-|.ми ГАК, так и другими лицами, присутствующими при защите. | После публичной защиты проекта ГАК на закрытом заседании обсуждает ре-Цчультаты, при этом учитываются полученные отзывы, рассматриваются данные об ^успеваемости студента, и простым большинством голосов выносится решение об '•оценке проекта. 1 Члены ГАК подписывают протоколы защиты и объявляют присутствующим |5 результаты защиты. ' Студенту, выполнившему в срок дипломный проект и допущенному к защите, но получившему при защите неудовлетворительную оценку, ГАК назначает по-; игорную защиту. При этом в протоколе ГАК должны быть указаны недостатки в под-| готовке студента и может ли он быть допущен к повторной защите этого же проекта (с 'поправками или без них) или должно быть выдано новое задание на проект. I Студент, не защитивший дипломный проект или не сдавший государственные Экзамены, допускается к повторной защите дипломного проекта или сдаче государ-|ственных экзаменов в течение трех лет после окончания вуза. | 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ОСНОВ-jHbIX РАЗДЕЛОВ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА 4.1. Введение В данной части дипломного проекта, занимающей примерно 2% текста пояс­нительной записки, должны быть последовательно и системно изложены следую­щие вопросы: 1. Обоснование актуальности (т.е. значимости) темы на примерах влияния про-Ялематики темы на эффективность деятельности предприятий сферы сервиса. ' 2. Формулировка цели, которую должен достичь автор в ходе дипломного про-хтирования. При этом необходимо учитывать, что большая часть тем дипломных Проектов носит организационно-экономический характер, что определяет общ-Юсть целей всех дипломных проектов. Поэтому цели многих дипломных про-жтов могут быть определены как повышение эффективности деятельности федприятия на основе решения проблем по теме дипломного проекта. Вторая »сть формулировки цели должна раскрывать содержание проекта и опреде-'ься его темой. 25 Например, по теме дипломного проекта "Основные направления по совершен­ствованию системы материально-технического снабжения на предприятии" цель дипломного проекта может быть сформулирована следующим образом: "Повышение эффективности деятельности предприятия на основе совершенствова­ния системы материально-технического снабжения". 3. Формулировка основных задач, которые автор должен выполнить для дости­жения поставленной цели. Основными задачами значительной части тем диплом­ных проектов являются, как правило, такие, как: - изучение теоретических аспектов, касающихся содержания дипломного проекта; - проведение анализа фактического состояния вопросов, составляющих содер­жание темы; - выявление резервов и путей совершенствования тех сфер деятельности, кото­рые раскрывают тему дипломного проекта; - разработка и экономическое обоснование мероприятий по наиболее эффек­тивному решению основных проблем в рамках темы дипломного проекта. 4. Определение объекта дипломного проектирования, которым, как правило, является предприятие (или организация), представляет собой базу преддипломной практики. На крупных предприятиях и при необходимости концентрации внимания на углубленном изучении отдельных аспектов деятельности предприятия в качест­ве объекта дипломного проектирования могут быть приняты отдельные цехи, уча­стки, бригады, функциональные службы, рабочие места предприятия- базы практики. 5. Формулировка основных организационно-экономических результатов, кото­рые автор дипломного проекта ожидает получить в случае положительных резуль­татов анализа и проектных расчетов. Таким образом, во введении в краткой форме должны быть изложены основ­ные краткие характеристики и сущность дипломного проекта. 4. 2. Теоретическая часть В данной части дипломного проекта раскрываются основные теоретические характеристики вопросов, составляющих содержание дипломного проекта по соот­ветствующей теме. В теоретической части рекомендуется изложить современные научно-методические подходы и тенденции при определении сущности вопросов, состав­ляющих научно- методические аспекты темы дипломного проекта. При этом в тео­ретической части могут быть изложены следующие вопросы: - анализ современных научных концепций в отношении тех организационно- экономических проблем, которые рассматриваются в рамках дипломного проекта; - определение собственного научно-методического подхода автора дипломно­го проекта к исследуемой проблеме; - формулировка основных теоретических понятий категорий, принципов и т.п., знание которых необходимо для раскрытия темы дипломного проекта; - разработка и системное изложение сущности основных аналитических пока­зателей, методики их расчета и анализа; 26 - обобщение прогрессивного опыта (отечественного и зарубежного) по эффек­тивному решению проблем, составляющих содержание дипломного проекта по со­ответствующей теме. При сборе материала для теоретической части дипломник должен изучить ос­новную учебно-методическую литературу, статьи в экономических газетах и жур­налах, монографии по теме, а также переводную литературу об опыте решения ана­логичных проблем на зарубежных предприятиях сферы сервиса и других отраслей. 4.3. Аналитическая часть Организационно-экономический анализ представляет собой систему научных методов изучения деятельности предприятия и осуществляется с целью выявления неиспользуемых резервов. Анализ основывается на сборе, обработке, обобщении и изучении отчетных данных о различных аспектах деятельности предприятия, а также на материалах самостоятельных наблюдений, измерений и расчетов, выполненных студентом- дипломником. Такими аналитическими материалами могут быть следующие: - результаты фотографий рабочего дня; - результаты хронометражных наблюдений; - результаты анкетирования; - результаты опроса экспертов и т.д. В ходе обработки исходных данных следует использовать различные методы анализа: сравнения, группировки, детализации, экстраполяции, прогнозирования, 5\У01анализа и др. Объектом анализа деятельности может быть как предприятие в целом, так и его отдельные производственные подразделения (цехи, ателье, участки, бригады, рабочие места). Анализу подвергаются не только экономические и финансовые показатели, но и по­казатели организационно-технического уровня (частные и интегральные), показатели использования рабочего времени, оборудования, материальных, трудовых ресурсов и т.п. При этом рекомендуется выявить степень влияния различных факторов на производительность труда, на себестоимость и рентабельность производства. Аналитическая часть дипломного проекта должна состоять из двух взаимосвя­занных результатов: Раздел 1. Анализ организации деятельности предприятия (общий технико-экономический анализ). Раздел 2. Анализ состояния различных аспектов организации деятельности предприятия, связанных с темой дипломного проекта (тематический анализ). Раздел I. Анализ организации деятельности предприятия (или другого объекта ^Проектирования) представляет собой общий технико-экономический анализ и явля­ется обязательным для всех тем дипломных проектов. 1 27 По содержанию, как правило, общий технико-экономический анализ должен содержать следующие вопросы: 1. Краткая характеристика предприятия, в т.ч.: - организационно-правовая форма предприятия; - цель, задачи, ассортимент, анализ основных технико-экономических показателей; - анализ производственной структуры; - анализ структуры и функций управления. 2. Анализ организации основного производства, в т.ч.: - анализ технологического процесса, его этапы и стадии; - расчет и анализ основных характеристик технологического процесса (нормы времени, нормы выработки, длительность операционного цикла, срока оказания услуг, количество оборудования, рабочих мест и их загрузки и т.п.). 3. Анализ организации работы с персоналом, в т.ч.: - анализ численности, выработки и средней зарплаты; - анализ существующей системы нормирования и оплаты труда; - анализ динамики и структуры заработной платы. 4. Анализ организации деятельности предприятия по адаптации к рыночным условиям, в т.ч.: - анализ рекламной деятельности; - анализ степени удовлетворения спроса; - анализ ценовой политики; - анализ изучения клиентной и конкурентной среды; - анализ использования прибыли и др. Рекомендации по выполнению первого раздела аналитической части, а также примерный вариант аналитических расчетов, составляющих основное содержание этого раздела, приведены в Приложении I. Раздел 2. Анализ состояния различных аспектов организации деятельности предприятия (связанных с темой дипломного проекта), тематический анализ явля­ется продолжением общего технико-экономического анализа и должен основы­ваться на задании по специальной разработке темы дипломного проекта. Как правило, анализ по теме дипломного проекта не должен ограничиваться данными текущих отчетов и планов предприятия, и для более полного раскрытия темы необходимо использование материалов собственных наблюдений и расчетов, а именно: - фотографии рабочего дня, хронометражи; - анкетирование и опросы работников предприятия; - анкетирование и опросы клиентов предприятия; - расчеты количественных показателей, характеризующих уровни организации производства, труда и управления и т.п. Для выполнения аналитической части дипломного проекта необходимо ис­пользовать специальную экономическую литературу, в которой отражаются совре­менные формы и методы анализа экономического, финансового и организационно­го уровня предприятия. 28 Некоторые методы расчета показателей количественной оценки уровня орга­низации производства, труда и управления приведены в Приложении. При проведении анализа по теме дипломного проекта рекомендуется соблю­дать последовательность действий, представленную на рис. 2.1. Содержание и структура анализа по темам, носящим организационно-экономический характер, связаны с анализом влияния различных факторов внеш­ней и внутренней среды предприятия на его финансовые показатели. При этом конкретные виды и методы анализа внешней и внутренней среды оп­ределяются студентом-дипломником и учитывают специфику темы. Структура видов анализа состояния развития предприятия
Виды анализа внешней среды

^

;: ; •:Р|ЙЫ.Й1^-В^р^

1

•4"\ •-—••—• -

,:^'

/;' ^ - ^ylj- Я^-^гй.-я^1^^^^?1"^^'-^-'!!''-'--""

1.Анализ перспективы развития отрасли, предприятия, произ­водства продукции1.Анализ состояния маркетинговой деятельности
2.Анализ состояния конкуренции2.Анализ состояния финансового положения
J.Анализ состояния потребителей3.Анализ производственной деятельности
4.Анализ сбытовой деятельности4.Анализ использования трудовых ресурсов

').

Тенденции развития макросреды5.Анализ организации управленческой деятельности и т.п.
1 Краткое описание цели и виды анализа, раскрывающего содержание темы дипломного проекта 2. Разработка логической структурной схемы анализа по теме дипломного проекта, учитывающей специфику исследуемой проблемы, реальность сбора информации и расчета показателей 3, Сбор и обработка исходной информации, необходимой для анализа по теме дипломного проекта 4. Расчет, систематизация и анализ показателей, характеризующих фактическое со- стояние исследуемой проблемы 5. Систематизация выявленных недостатков, причин и резервов повышения эффективности.__________________ Рис. 2.1. Последовательность действий в ходе анализа по теме дипломного проекта 29 Источниками информации о размере рынка, перспективах развития отрасли могут быть: - специализированные журналы, газеты и другие издания; - государственная статистика; - специально проведенные исследования. Существуют различные методы анализа способности предприятия удовлетво­рять запросы потребителей. Некоторые методы анализа и рекомендации по их реализации представлены в Приложении 3. Для проведения глубокого анализа по теме дипломного проекта рекомендуется составление логической структурой схемы, характеризующей содержание этого ви­да анализа. Некоторые варианты логических структурных схем анализа применительных к различным темам дипломных проектов, приведены в Приложении 4. Таким образом, соблюдение предлагаемых рекомендаций позволит студенту- дипломнику выполнить главные требования, предъявляемые к аналитической части дипломного проекта, а именно: - анализ должен базироваться на конкретных материалах объекта проектирования; - анализ должен быть комплексным и охватывать все основные сферы деятель­ности предприятия; - изложение аналитических материалов должно быть системным и четким, с максимальным использованием аналитических таблиц, расчетов, схем, графиков; - особое внимание в анализе должно быть уделено анализу блока вопросов, связанных с темой курсового проекта; - результаты анализа должны оформляться выводами о выявленных резервах и недостатках в технике, технологии, организации производства, труда и управления; - сформулированные выводы по аналитической части должны стать основой для последующей разработки в проектной части мероприятий по совершенствова­нию организации деятельности предприятия. 4.4. Проектная часть Проектная часть дипломного проекта характеризует степень и качество выпол­нения поставленных перед дипломником задач. На основе анализа уточняется про­ектное задание и определяются главные направления его реализации. При этом проектная часть обязательно включает обоснование целесообразности каждого ме­роприятия, описание сущности мероприятия, оценку экономической эффективно­сти мероприятий и характеристику работ по подготовке их к практической реали­зации. В проектной части должны быть приведены все расчеты с подробными по­яснениями и ссылками на источник используемой информации. Примерная схема последовательности изложения этого материала может быть следующей: 1. Технология производства товаров и услуг (кроме тем по проблемам управле­ния и исследовательским темам). 30 2. Безопасность жизнедеятельности. 3. Гражданская оборона (для студентов дневного отделения). 4. Организационно-технические мероприятия. Выводы по проектной части.
СО-
Первые три раздела студенты выполняют на основе методических указаний ответствующих кафедр. Организационно-технические мероприятия разрабатываются на основе выяв­ленных в аналитической части дипломного проекта недостатков, причин их воз­никновения и существующих внутрипроизводственных резервов. Причем предло­женные мероприятия должны носить реальный характер, базироваться на научно-технических прогнозах развития отраслевой группы услуг, результатах технико-экономического анализа деятельности предприятия (цеха, участка, бригады). Предлагаемые мероприятия должны быть достаточно разнообразны, улучшать деятельность всех сторон производственно-хозяйственной деятельности предпри­ятия (цеха, участка, бригады). Мероприятия могут быть связаны с 1) внедрением новых видов услуг; 2) внедрением прогрессивных форм обслуживания; 3) улучшением качества использования услуг и культуры обслуживания населения; 4) совершенствованием организации производства и управления; 5) расширением сети БОН; 6) внедрением НОТ на основе комплексного проектирования трудовых процессов; 7) совершенствованием форм организации производства на основе многооб­разных форм собственности; 8) совершенствованием методики анализа и расчета отдельных показателей производственно-хозяйственной деятельности подразделения и другие. Дипломант должен сначала обосновать целесообразность рекомендуемого ме­роприятия, далее изложить его сущность, затем доказать экономические и социаль­ные преимущества (облегчение условий труда, повышение культуры производства и качества обслуживания) но сравнению с действующим положением. (Перечень возможных организационно-технических мероприятий см. в Приложении 5.) Возможные варианты расчетов по экономическому обоснованию предлагае­мых организационно-технических мероприятий излагаются в Приложении 6. Степень детализации и глубины экономического обоснования в каждом кон­кретном случае согласуется с руководителем проекта. Проектная часть должна завершиться сводной таблицей показателей экономи­ческой эффективности проектируемых мероприятий и краткими выводами по ре­зультатам расчетов. Форма сводной таблицы и примерный вариант ее заполнения приведены в Приложении 7. Предлагаемых мероприятий должно быть не менее пяти- Кроме того, по отдельным темам дипломных проектов необходимо в проект­ной части рассчитывать соответствующие частные и интегральные коэффици­енты, характеризующие различные аспекты организации производства, труда и управления, с учетом влияния на них организационно-технических мероприятий. 31 Положительная динамика соответствующих частных и интегральных коэффи­циентов свидетельствует о том, что разработанные в проекте мероприятия обеспе­чивают совершенствование организационного уровня предприятия. Для выбора наиболее оптимальных проектных решений рекомендуется ис­пользовать положения, изложенные в Приложении 8. Выводы по проектной части должны содержать данные об ожидаемых эконо­мических результатах рекомендуемых организационно-технических мероприятий, характеризовать другие их преимущества (социальные, технические, технологиче­ские, организационные), а также реальность и перспективы их внедрения. Проектная часть заканчивается краткими выводами по всем мероприятиям ди­пломного проекта с указанием основных результатов, полученных в ходе диплом­ного проектирования. 4.5. Экономическая часть Экономическая часть дипломного проекта состоит из следующих разделов: - производственная программа предприятия; - плановые затраты производственной программы; - финансовые результаты; - основные экономические показатели развития предприятия (подразделения). Методика расчета плановых показателей представлена в Приложении 9. 4.5.1. Производственная программа предприятия Производственная программа является важнейшим и определяющим разделом годового плана. Она служит базой для определения потребности в материальных, трудовых, финансовых ресурсах. На основе этого раздела осуществляется расчет показателей планов по труду и заработной плате, затратам. Производственная программа рассчитывается: 1) в натуральном выражении; 2) в стоимостном выражении; 3) в трудочасах. После расчета производственной программы в натуральном выражении произ­водится расчет объема производства в стоимостном выражении. Для этого рассчитывают средневзвешенную цену калькуляционной единицы услуги (продукции) и умножают ее на плановый объем производства услуг (продукции) в натуральном выражении. Аналогично рассчитывается объем произ­водства услуг (продукции) в трудочасах. После расчета производственной программы и ее "увязки" с имеющимися про­изводственными мощностями, объем производства разбивают по кварталам и меся­цам с учетом коэффициентов сезонности. В случае проектирования мероприятий, направленных на сглаживание сезонных колебаний производства и потребления услуг, рассчитывают плановые коэффициенты сезонности. 32 Разбивку производственной программы по месяцам рекомендуется отразить в таблице следующей формы. Таблица Плановый объем производства услуг в 199_году предприятия с разбивкой по кварталу

жг'—————————

| Период I ;Времени

'4'..

Ксеэ план

План производства йо периодам года

'...•; , •..:' . . . ^.f-••l••!-.•,•^•^.~:.^Sr^:•-У.. '.. -... . .• : .-

в натуральном выражении

в стоимОй, вйраженим

в % к годовому ббмзйу ЙрЬЯЕ»В.уСЯЗЙГ
Январь
Февраль
Март
Итого: 1 квартал
Апрель
и т.д.

Всего за

год

КсезОпл.Спл.100

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ