Развитие теории урока в советской дидактике периода середины 50-х - середины 60-х годов
НА РАО. Ф. 25. Оп. 1. Ед. хр. 3102. Л. 1-166. 1961.
305. Стенограмма совещания Министров просвещения АССР, зав. край-, облоно
от 15-16 августа 1963 г. ЦГА РФ. Ф. 2306. Оп. 72. Ед. хр. 9095. 274 л.
1963.
306. Стенограмма совещания Министров просвещения АССР, зав. край–, облоно о
перестройке системы народного образования в соответствии с тезисами ЦК
КПСС и Совета Министров СССР "Об укреплении связи школы с жизнью и о
дальнейшем развитии системы народного образования в стране" 1-2 декабря
1958 г. Т. 1. ЦГА РФ. Ф. 2306. Оп. 72. Ед. хр. 6482. 158 л.1959.
307. Стенограмма совещания Министров просвещения АССР, заведующих край- и
облоно по вопросам хода перестройки школы от 29 марта 1960 г. ЦГА РФ. Ф.
2306. Оп. 72. Ед. хр. 7686. 1960.
308. Стенограмма совещания по вопросам дидактики 30 ноября – 3 декабря 1960
г. Сектор дидактики НИИ теории и истории педагогики. НА РАО. Ф. 31. Оп.
1. Ед. хр. 711. 254 л. 1960.
309. Стенограмма совещания по вопросам дидактики Института теории и истории
педагогики АПН РСФСР. НА РАО. Ф. 31. Оп. 1. Ед. хр. 616. Л. 2-23. 1958.
310. Стенограмма совещания по вопросам дидактики от 28 нояб. – 02 дек. 1960
г. НА РАО. Ф. 31. Оп. 1. Ед. хр. 709. 167 л. 1960.
311. Стенограмма совещания по вопросам дидактики в Институте теории и
истории педагогики АПН РСФСР 3 дек. 1958 г. НА РАО. Ф. 31. Оп. 1. Ед. хр.
616. Л. 1-25. 1958.
312. Стенограмма совещания по дидактике 1-3 декабря 1958 г. НА РАО. Ф. 31.
Оп. 1. Ед. хр. 613. Л. 1-56. 1958.
313. Степашко Л.А. Генезис содержания общего образования (гуманистический
аспект): Учеб. пособие по спецкурсу. Хабаровск. гос. пед. ун-т.
Хабаровск, 1994. 100с.
314. Степашко Л.А. Педагогика – революция – социализм (1917-1930-е гг.):
Учеб. пособие по спецкурсу. Хабаровск. гос. пед ин-т. Хабаровск, 1993.100
с.
315. Степашко Л.А. Философия и история образования. В 2 ч. Хабаровск,
1998. Ч.1-83 с., Ч. 2-108 с.
316. Стрезикозин В. За совершенствование учебного процесса // Нар.
образование. 1962. №8. С. 19-24.
317. Стрезикозин В.П. Организация процесса обучения в школе. М.:
Просвещение, 1968. 248 с.
318. Стрезикозин. В.П. Актуальные вопросы дальнейшего совершенствования
урока. Метод. рекомендации. М.: МГОНО, МГИУУ, 1966. 19 с.
319. Стрезикозин. В.П. Методическая культура новой школы // Нар.
образование. 1961. №9. С. 22-31.
320. Сухомлинский В.А. Неотложные проблемы теории и практики воспитания //
Нар. образование. 1961. №10. С. 54-61.
321. Сухомлинский В.А. О связи школы с жизнью. НА РАО. Ф. 31. Оп. 1. Ед.
хр. 687. 137 л. 1960.
322. Сырецкий М.И. Связь обучения основам наук естественно-математического
цикла с трудом учащихся в учебных мастерских: Автореф. дис. … канд. пед.
наук. М., 1962. 18 с.
323. Тарасенко И.К. Создание поисковой ситуации на уроке как средство
повышения его эффективности. // Учен. зап. Смолен. гос. пед. ин-та и
Новозыб. гос. пед. ин-та. Вып.15. Материалы по вопросам теории и практики
воспитания. Смоленск, 1966. С. 105-120.
324. Тачина И.А. Самостоятельные работы учащихся на уроках химии //
Липецкий опыт рациональной организации урока. /Под ред. М.А. Данилова и
др. М.: Учпедгиз, 1963. С. 205-214.
325. Твертинов Д.М. О связи обучения с жизнью // Сов. педагогика. 1959.
№12. С. 58-66.
326. Текучев А. Преодолеть трудный барьер // Нар. образование. 1962. №8. С.
30-33.
327. Терехин М.Н. Влияние связи обучения с жизнью на повышение
эффективности урока // Пути повышения эффективности урока: Материалы к
конф. Челябинск, 1966. С. 17-23.
328. Терехин М.Н. Дидактические требования к уроку на современном этапе.
Челябинск: Челяб. гос. пед. ин-т, 1966. 19 с.
329. Терехин М.Н. Некоторые характерные особенности связи теории с
практикой в обучении // Развитие самостоятельности и активности учащихся
в учебной работе школы. Челябинск: Урал. рабочий, 1966. С. 3-22.
330. Терехин М.Н. Связь обучения в школе с практикой коммунистического
строительства // Актуальные вопросы учебной работы в школе: Науч. тр.
ЧГПИ. Челябинск, 1965. С. 32-57.
331. Терехин М.Н. Связь теории с практикой как средство повышения
эффективности урока // Пути повышения эффективности урока. Челябинск:
Челяб. рабочий, 1967. С. 3-10.
332. Титова Н.Ф. О некоторых условиях воспитывающего влияния обучения на
развитие учащихся // Сов. педагогика. 1959. №5. С. 72-78.
333. Тодоров Л. Проблемы современного урока // Сов. педагогика. 1967. №10.
С. 154-158.
334. Токарева Е.Г. Три года работы без второгодников // Сов. педагогика.
1963. №2. С. 21-27.
335. Травинин К.Н. К вопросу о сущности процесса обучения // Сов.
педагогика. 1965. №9. С. 95-104.
336. Требования к современному уроку: Метод. указания / Сост. М.Н. Скаткин,
И.Я. Лернер. М.: МГОНО, МГИУУ, 1969. 14 с.
337. Урок в восьмилетней школе / Под ред. М.А. Данилова. М.: Просвещение,
1966. 248 с.
338. Урок решает качество обучения // Нар. образование. 1962. №6. С. 119-
123.
339. Уроки по истории древнего мира в 5-6 классах / Под ред. С.Г. Ковалева
и Н.В. Андриевской. Л.: Учпедгиз, 1955. 230 с.
340. Учен. зап. Моск. гор. пед. ин-та им. В.П. Потемкина. Т. 79. Кафедра
педагогики. М. 1957. Вып. 1. 275 с.
341. Учен. зап. Вып. 342. Актуальные вопросы обучения в школе / ЛГПИ им.
А.И. Герцена. Л., 1968. 260 с.
342. Учитель и ученик // Нар. образование. 1960. №2. С. 1-7.
343. Учитель новой школы // Нар. образование. 1959. №7. С. 2-6.
344. Федина М.Ф. Проблема дифференцированного подхода к учащимся в процессе
обучения в истории советской педагогики (1960-1970): Дис. … канд. пед.
наук. Минск, 1985. 159 с.
345. Философия образования для ХХI века. М.: Изд-во фирмы "Логос", 1993.
207 с.
346. Фоменко В.Г. Исследование структуры урока. Дис. … канд. пед. наук.
Б.м., 1965. 209 с.
347. Хелем Т.А. Некоторые приемы активизации учебной деятельности учащихся
на уроке // Сов. педагогика. 1959. №3. С.130-135.
348. Хоменко А. Уроки стали интереснее, живее // Нар. образование. 1960.
№6. С. 45-46.
349. Циликина П.И. К вопросу о классификации уроков истории и их структуре
/ Активизация процесса обучения и воспитания: Сб-к материалов внутривуз.
науч.-практ. конф. Красноярск, 1963. С. 49-58.
350. Чаплыгин Д.В. Теоретические основы и пути активизации личностной
позиции школьника в процессе познавательной деятельности (60-е – начало
80-х годов): Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1989. 20 с.
351. Череповский Г. Роль классного руководителя в преодолении
второгодничества // Нар. образование. 1961. №10. С. 81-82.
352. Шамова Т.И. Проблемный подход в обучении. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн.
изд-во, 1969. 68 с.
353. Шаповаленко С.Г., Атутов П.Р. Ведущее звено образования и воспитания
// Сов. педагогика. 1959. №11. С. 140-148.
354. Шапоринский С.А. О связи обучения и труда в средней школе // Сов.
педагогика. 1961. №6. С. 140-148.
355. Шаров Ю.В. Стимулирование духовных потребностей подрастающего
поколения // Сов. педагогика. 1966. №12. С. 89-100.
356. Шаров Ю.В., Рукина И.Л. О формировании положительного отношения
учащихся к общеобразовательным знаниям и профессии // Сов. педагогика.
1961. №1. С. 8-18.
357. Шибанов А.А. К вопросу о связи школы с жизнью // Сов. педагогика.
1958. №11. С. 23-33.
358. Шимбирев П.Н., Огородников И.Т. Педагогика. Учебное пособие для пед.
ин-тов. М.: Учпедгиз, 1954. 431 с.
359. Шире привлекать общественные силы к школе, к делу народного
образования // Нар. образование. 1962. С. 3-11.
360. Шморгун В.Ф. Активизация учебной познавательной деятельности учащихся
на уроках: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киев, 1959. 20 с.
361. Щукина Г. И. Фомирование познавательных интересов учащихся на уроке //
Сов. педагогика. 1957. №8. С. 32-42.
362. Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе
обучения. М.: Учпедгиз, 1962. 230 с.
363. Щуркова Н.Е. Воспитание на уроке. // Сов. педагогика. 1965. №3. С. 44-
50.
364. Эпштейн Д.А. О характере производственного обучения в связи с
дальнейшим совершенствованием системы народного образования в СССР. НА
РАО. Ф. 25. Оп. 1 "а". Ед. хр. 77. 157 л. 1964.
365. Яковлев Н.М. Методика и техника урока в школе. М.: Учпедгиз, 1959. 125
с.
366. Янова М., Токарева Е., Заславская Н., Шумеева Л. Второгодничество
отступает // Нар. образование. 1961. №4. С. 57-62.
|Приложения |Приложение №1 |
Структуры некоторых уроков различных типов и видов (вторая половина 50-
х годов)
|Тип урока |Вид урока |Структура урока |
|С.В. Иванов [87] |
|Вводные |"Первые шаги в школе"; |Вводное слово учителя; актуализация знаний; ознакомление с |
| |"вводные" уроки к |перспективами изучения нового материала и его значением для |
| |учебному курсу, к теме,|учащихся, с методами достижения поставленной цели. |
| |разделу | |
|Уроки первичного |"Предметный урок" |Обобщающее изучение всего объекта в целом; подготовка учащихся |
|ознакомления с | |к восприятию нового объекта; изучение объекта в его |
|материалом | |расчлененном виде; задание на дом. |
|Уроки усвоения новых | |Постановка проблемы и определение цели урока; актуализация |
|знаний (понятий, | |знаний и впечатлений об изучаемом предмете; дополнительные |
|законов и правил) | |наблюдения над рядом фактов и явлений; формулировки определений|
| | |новых понятий, законов и правил; выводы; закрепление полученных|
| | |знаний, выводов и формулировок; домашнее задание. |
|Уроки применения |Лабораторные, |Воспроизведение теоретических знаний; постановка задачи; |
|полученных знаний на |практические уроки, |решение задачи; итог и задание на дом. |
|практике |решение задач | |
|Уроки навыков |Тренировочные уроки |Выяснение целей и задач предстоящих упражнений; актуализация |
| |(письма, чтения, |нужных правил; выполнение упражнений совместно с учителем; |
| |правописания, устной и |самостоятельное выполнение упражнений под контролем учителя. |
| |письменной речи, | |
| |математических навыков)| |
|Уроки повторения, |Уроки тематического |Общий обзор всего пройденного; краткое воспроизведение |
|обобщения, |обобщения; уроки |учащимися отдельных основных сведений из пройденного; обобщение|
|закрепления |итогового повторения; |пройденного при помощи "живой" беседы. |
| |уроки закрепления; | |
| |обзорные уроки | |
|"Смешанные" или | |Подготовка учащихся к усвоению нового; усвоение нового; |
|комбинированные уроки| |закрепление новых знаний при помощи повторения и применения |
| | |полученных знаний на практике; упрочение соответствующих |
| | |навыков и умений при помощи упражнений; проверка и оценка |
| | |знаний; задание на дом. |
|И.Н. Казанцев [95] |
|"Вводные уроки в | |Постановка задачи в изучении предмета; введение учащихся в круг|
|начале учебного года"| |новых знаний; повторение и закрепление (беседа, элементарное |
| | |практическое занятие); обобщение изученного; домашнее задание. |
|Уроки овладения | |Постановка задачи урока и ее объяснение; актуализация знаний; |
|новыми знаниями по | |изложение нового учебного материала; повторение и закрепление |
|текущему учебному | |изложенного (беседа, организация элементов самостоятельной и |
|материалу | |практической работы); обобщение изученного; постановка задач |
| | |для домашних и внеклассных занятий. |
|Повторительно-обобщаю|Уроки подготовительного|Раскрытие цели и плана занятий на уроке; полное или частичное |
|щие уроки |повторения; уроки |воспроизведение изученного; решение практических задач на |
| |повторения и обобщения |закрепление знаний по повторяемым вопросам; систематизация и |
| |по крупным разделам и |обобщение содержания повторяемых вопросов, их углубление и |
| |темам; уроки в конце |развитие; проверка и оценка знаний учителем; выводы; домашнее |
| |учебного года |задание по дальнейшему повторению пройденного. |
|Д.О. Лордкипанидзе [142] |
|Комбинированный урок | |Первая часть: урегулирование организационных сторон обучения и |
| | |первичная мобилизация внимания учащихся на учебной работе; |
| | |фронтальная проверка выполнения домашнего задания; фронтальная и |
| | |индивидуальная проверка знаний по материалу предыдущего урока и |
| | |оценка учащихся; заключительная беседа с целью приведения в |
| | |систему воспроизведенных знаний; вторая часть: ознакомление с |
| | |темой и целью урока; ознакомление с основными вопросами плана |
| | |урока и указание на виды учебной работы, необходимые для ее |
| | |выполнения; объяснение нового учебного материала с учетом степени |
| | |понимания его учащимися; третья часть: общеклассная (фронтальная) |
| | |проверка усвоения нового материала; заключительная беседа по теме;|
| | |домашнее задание. |
|М.А. Данилов, Б.П. Есипов [59] |
|Комбинированный | |Опрос учащихся по пройденному; постановка нового вопроса (темы); |
|(смешанный) урок | |ознакомление учащихся с новыми данными, являющимися важным и |
| | |типичным для изучаемых явлений, выведение обобщений; проверка |
| | |понимания и усвоения учащимися изучаемого материала; выполнение |
| | |заданий для закрепления усваиваемого знания и выработки умений и |
| | |навыков. |
|Уроки по ознакомлению|Уроки изучения |Воспроизведение знаний, необходимых при изучении нового материала;|
|учащихся с новым |конкретных данных; |постановка новой темы; ознакомление учащихся с фактическим |
|материалом |уроки разбора данных |материалом темы; анализ конкретных данных; фиксация основных |
| |с целью усвоения |данных урока (доска, тетрадь); повторение учащимися усваиваемых |
| |важных обобщений |конкретных знаний, формулировок и т.д.; проверка понимания нового |
| | |материала; задание на дом ( с целями: повторения и дополнения, |
| | |осмысливания и усвоения, применения на практике). |
|П.С. Лейбенгруб [133] |
|Комбинированный урок | |Разъяснение темы и задачи урока; опрос: проверка выполнения |
| | |домашнего здания и знаний учащихся , обобщение и закрепление |
| | |знаний; переход к изучению нового материала; изучение нового |
| | |материала; закрепление изученного на уроке; домашнее задание. |
|Р.Г. Лемберг [136] |
|Комбинированный урок | |Вступительная часть; работа над новыми знаниями и умениями; |
| | |закрепление; учет; организация домашней работы. |
Приложение №2
Применение положения М.А. Данилова о логике учебного процесса в
разработке проблемы структуры урока
Новую попытку решения вопроса о структуре урока на основе логических
и психологических закономерностей процесса обучения предпринял В.И.
Помогайба. Он выделил "три основные ступени" учебного процесса, имеющие
свои дидактические закономерности и структуру: "понимание", "усвоение",
"применение":
|Ступени |I. Понимание |II. Усвоение |III. Применение |
|учебного | | | |
|процесса | | | |
|Структурны|Постановка |Постановка цели |Понимание условия|
|е элементы|проблемы | |задания |
|учебного | | | |
|процесса | | | |
| |Раскрытие |Инструктаж |Составление плана|
| |проблемы | | |
| |Формирование |Выполнение |Выполнение |
| |выводов | | |
| |Уточнение |Проверка |Проверка |
| |понимания | | |
Ученый отмечал взаимосвязь основных ступеней овладения знаниями,
умениями, навыками, их "скачкообразный" характер" и подчеркивал особую
актуальность ступени применения знаний на этапе развития советской школы,
когда связь обучения с жизнью стала ведущим началом обучения и воспитания
[227, 31]. Структурные элементы трех ступеней обучения В.И. Помогайба
определил как структурные единицы урока. Например, структура урока
объяснения нового материала имела следующий вид: [227, 31, 36].
Дидакт считал, что два структурных элемента – "организационный момент"
и "проверка домашнего задания" являются почти всегда обязательными в
структуре урока любого типа, но вкладывал в них не традиционное назначение,
а обеспечение готовности учащихся к работе, актуализацию знаний [227, 42].
|Структура урока объяснения нового материала |
|1 |проверка домашнего задания (последний момент усвоения); |
|2 |объяснение нового материала (1-4 структурные элементы понимания:|
| |постановка проблемы, раскрытие проблемы, формулировка выводов, |
| |уточнение понимания); |
|3 |объяснение домашнего задания (1-2 элементы усвоения: постановка |
| |цели, инструктаж) |
М.Н. Скаткин, опираясь на учение о логике учебного процесса,
установил, что структурными частями урока являются не части, а "шаги",
обеспечивающие движение к цели урока, их содержание, объем и порядок
изменчивы, "зависят от содержания учебного материала, дидактической цели
закономерностей процесса усвоения, состава класса и методического почерка
учителя [336, 11].Структура урока могла принять следующий вид:
|Варианты структуры урока (по М.Н. Скаткину) |
|1 |Рассказ учителя, постановка вопросов на воспроизведение |
| |учащимися сообщенных им знаний, выполнение упражнений по |
| |образцу, решение задач. |
|2 |Показ способа деятельности, его воспроизведение учащимися, |
| |решение задач с применением этого же способа в новых |
| |варьирующихся ситуациях. |
|3 |Решение поисковых задач с помощью которых приобретаются новые |
| |знания, обобщение учителя, воспроизведение знаний и т.д. |
Ученый определял "шаги" как "внешние" элементы структуры урока отмечая
при этом, что в каждом из "множества вариантов" одни и те же внешние
элементы урока могут повторяться неоднократно и в разном порядке, в разном
сочетании [там же].
"На качественно иной основе, чем это делается" попытался исследовать
структуру урока В.Г. Фоменко [346], используя достижения передовой практики
по организации урока, наиболее ярко выразившихся в опыте липецких учителей,
он различал две структуры: традиционную "формально-внешнюю" и "внутреннюю",
основополагающую. В качестве единицы внутренней структуры урока В.Г.
Фоменко предложил. "момент" урока. Единицу внутренней структуры
исследователь вывел следующим образом:
1) основными компонентами процесса обучения на уроке являются:
дидактическая задача, содержание учебного материала, система методических
приемов и методических средств;
2) дидактическая задача разлагается на частные, вокруг каждой из них
образуются логические группы, включающие основные компоненты процесса
обучения на уроке. Отсюда момент урока, по мнению В.Г. Фоменко, это –
целостная часть, представляющая единство частной дидактической цели,
учебного материала и системы методических приемов [346, 17].
В исследовательской работе научных сотрудников кафедры педагогики МГПИ
им. В.И. Ленина (рук. И.Т. Огородников), разрабатывавших на протяжении
рассматриваемого периода проблему повышения эффективности урока,
первоначально существенным изменениям подвергали структурные элементы
традиционного урока: опрос, закрепление и повторение. Были проведены
экспериментальные серии уроков с разнообразными вариациями структур [186;
183; 311].
|Варианты структур комбинированного урок (по И.Т. Огородникову) |
|1 |уроки без опроса по материалу прошлого урока |
|2 |объединение опроса с разными видами самостоятельной работы |
| |учащихся на уроке |
|3 |перенос опроса на конец изучения темы |
|4 |уроки с сопровождающим закреплением вновь изучаемого материала, |
| |включающие разнообразную самостоятельную работу учащихся |
|5 |уроки без домашнего задания |
|6 |уроки с домашними заданиями, которые требовали от учащихся |
| |самостоятельности и творчества в их выполнении |
Такой подход к изменению структуры урока некоторые дидакты считали
принципиально неправильным теоретически, так как брался шаблонный тип урока
и как бы создавался новый тип урока путем "выбрасывания" домашнего задания
иди опроса. Экспериментаторам рекомендовалось "брать процесс обучения весь,
как он протекает. Нужно брать уроки, типичные для разных предметов" (Б.П.
Есипов) [246, 39].
В последствии, исходя из идеи целостности процесса обучения,
сотрудники кафедры совместно с казанскими учителями установили, что
эффективность уроков разных типов и видов имеет прямую зависимость как от
целесообразных сочетаний отдельных этапов уроков, так и от слияния их в
единый учебный процесс [160; 298; 317].
Идеи рекомбинации и слияния элементов уроков получали соответствующую
конкретизацию в частных дидактиках [19, 383; 349, 53-54]. Главными
дидактическими основами построения урока признавались: соединение в единый
процесс обучения сообщение знаний учащимся и выявление их знаний;
вовлечение в активную умственную работу всех учащихся на протяжении всего
урока, всемерное развитие при этом их самостоятельности в овладении
знаниями под руководством учителя; учет и оценка знаний, выступающие не как
самоцель, а как результат учебной деятельности учащихся в течение всего
урока [62]. При организации учебного процесса на основе этих положений
обеспечивалось тесное единство учебной деятельности учителя и учащихся
[349, 51].
Отмечалось, что с одной стороны всякая попытка дать определенную
организационно-методическую схему построения урока отвлеченно от конкретной
темы, класса, учителя ведет к шаблону в организации учебного процесса, но с
другой стороны это не означало, что учитель может действовать произвольно,
не руководствоваться "общими дидактическими требованиями к построению
урока" [349, 56].
Существенные изменения в построении уроков связывались с внешним
фактором – расширением связи школы с жизнью.
На построение уроков во всем многообразии их вариаций оказывало
влияние обогащение учебного материала новыми источниками научной
информации, требовавшие от учителя использования программирования и
технических средств, характер изучаемого материала, подготовка учащихся; а
также связи школы "с промышленными предприятиями, колхозами и совхозами"
[327, 23, 33, 62].
Особое значение в плане организации учащихся на самостоятельное
решение выдвигаемых перед ними задач с целью закрепления и углубления
знаний, формирования умений применять теорию на практике, "используя
логические и технические приемы, а также инструменты и приборы"
представляли уроки применения знаний. На структуру различных видов уроков
этого типа влияли цели (познавательный характер, тренировочные, развитие и
закрепление умения или навыка, усвоение новых учебных приемов, и т.п.), а
также соотношение учительско-ученической деятельности [203, 225; 198, 11].
|Основные "особые" элементы структуры урока применения знаний |
|1 |Повторение изученных знаний и осознание учениками необходимости |
| |применения их на практике |
|2 |Постановка задачи, инструктаж учащихся и организация работы |
|3 |Самостоятельная работа учеников под наблюдением учителя |
|4 |Обработка полученных результатов, проверка и оценка работ |
| |учителем |
|5 |Обобщение результатов работы |
Так, учитывая важность "особых" уроков – применения полученных знаний
на практике, С.В. Иванов предложил следующую структуру хода урока.
|Элементы структуры урока (по С.В. Иванову) |
|1 |вводная беседа, ставящая своей целью воспроизведение как |
| |теоретического, так и практического материала, связанного с |
| |намеченными для решения задачами |
|2 |решение задач учащимися, проверка решения задач |
|3 |учитель делает краткое заключение и дает задание на дом |
С.В. Иванов подчеркивал мысль о том, что взятые только в одном аспекте
(в связи с осуществлением задач политехнического обучения) способы и приемы
построения уроков "многообразны и сложны", поэтому "одними комбинированными
уроками… обойтись нельзя", необходимо "строить разнообразные уроки, проводя
их в определенной системе и по-разному насыщая их тем или иным содержанием"
[88, 66].
Подход к применению знаний учащимися как к необходимому компоненту
учебного процесса, тесно связанного с жизнью, обеспечивал разнообразие
вариаций структур урока, при планировании которых учитель имел большие
возможности продумать индивидуальные варианты заданий для разных групп
учащихся, "различающихся по уровню подготовки, способностям, интересам"
[198; 111]. В свою очередь, подвижность структуры урока открывала широкие
возможности для развития активности и самостоятельности учащихся, учета их
индивидуальных особенностей [56]. Одной из важных тенденций реализации идей
активности и самостоятельности учащихся, индивидуального подхода являлся
поисковый путь обучения [198, 10; 317, 32]. Как отмечал В.П. Стрезикозин,
чаще всего он находил свое выражение в таком построении урока, когда новые
знания формировались на основе непосредственных наблюдений, небольших
опытов в сочетании с объяснением учителя [317]. Отличительной чертой
уроков, связывавшийся с проблемностью и ученическим исследованием являлась
многократность перехода от теории к практике и наоборот. В таком случае
структура урока могла быть следующей: [317, 34-35].
|Тип |Структура |
|урока | |
|Урок с |постановка познавательной задачи для проведения |
|элемента|эксперимента; |
|ми | |
|ученичес| |
|кого | |
|исследов| |
|ания | |
|(В.П. | |
|Стрезико| |
|зин) | |
| |актуализация, полученных ранее знаний; |
| |выполнение эксперимента учащимися; |
| |беседа по результатам исследования; |
| |дальнейшая работа над новым материалом (объяснение учителя |
| |с применением иллюстративного опыта); |
| |самостоятельная работа учащихся по учебнику; |
| |рассказ учителя о применении изучаемого материала на |
| |практике; |
| |эксперимент учащихся по изученному материалу с введением |
| |новых данных; |
| |беседа по результатам эксперимента (учащиеся подводятся к |
| |определению понятий и выводам; |
| |самостоятельная работа с учебником; |
| |решение задачи. |
|Проблемн|создание активного отношения к работе (интерес, потребность|
|ый урок |в овладении знаниями и умениями); |
|(Т.В. | |
|Кузнецов| |
|) | |
| |совместная работа преподавателей и учащихся над новым |
| |материалом (формирование первоначальных обобщений, анализ |
| |ошибок); |
| |оперирование приобретенными знаниями в сочетании с ранее |
| |усвоенными (совмещение с выявлением прочности и гибкости |
| |знаний); |
| |соотнесение общих положений с ранее усвоенными знаниями |
| |(межпредметные связи и расширение кругозора). |
Другой не менее важной тенденцией повышения эффективности урока
являлась алгоритмизация обучения. Применение одного из принципов
программированного обучения – "поэлементного" усвоения новых знаний –
вносило своеобразие в критерии и структурообразование урока: она
определялась не дидактическими целями, а логической структурой материала,
изучаемого на уроке; на каждом этапе урока происходило слияние усвоения,
первичного закрепления и контроля знаний учащихся [317, 23-24].
Приложение №3
Классификации уроков
|Автор |Типы уроков |
|С.В. Иванов |вводные уроки. |
| |уроки первичного ознакомления с материалом. |
| |уроки усвоения новых знаний (понятий, законов, |
| |правил). |
| |уроки применения полученных знаний на практике. |
| |уроки навыков. |
| |уроки повторения, обобщения и закрепления. |
| |урок смешанный или комбинированный [87]. |
|И.Н. Казанцев |первые вводные уроки в начале учебного года; |
| |вступительные уроки при изучении крупных тем или |
| |разделов программы; |
| |уроки овладения учащимися новыми знаниями по |
| |текущему учебному материалу; |
| |уроки закрепления изученных знаний; |
| |уроки выработки у учащихся умений и навыков; |
| |уроки применения знаний на практике; |
| |уроки повторительно-обобщающие; |
| |учетно-проверочные уроки; |
| |уроки анализа качества знаний школьников; |
| |итоговые уроки, завершающие учебный год [95]. |
|Д.О. |урок объяснения учебного материала; |
|Лордкипанидзе |комбинированный урок; |
| |урок повторения и упражнения; |
| |урок по проверке и оценке знаний. [142]. |
|М.А. Данилов, |уроки, назначением которых является и проверка |
|Б.П. Есипов |ранее усвоенного учащимися и восприятие ими новых|
| |знаний, и первоначальная работа над закреплением |
| |этих знаний; |
| |уроки, назначением которых по преимуществу |
| |является ознакомление учащихся с новым |
| |материалом; |
| |уроки, имеющие основной целью закрепление знаний |
| |в сознании учащихся (или уроки повторения); |
| |уроки, имеющие основной целью закрепление умений |
| |и навыков путем упражнений; |
| |уроки, имеющие основной целью проверку усвоения |
| |учащимися знаний, умений, навыков [59]. |
|В. Алленов, Н. |урок "обучающий или смешанного типа"; |
|Мрежин |урок тренировочных упражнений, |
| |урок обобщающего повторения; |
| |контрольный урок [161]. |
| |урок без домашних заданий с повторением на |
| |следующем уроке; |
|Н.Д. Тропина |урок без домашних заданий с повторением основных |
| |вопросов в конце темы; |
| |уроки с объяснением заданий на дом и повторением |
| |пройденного материала в конце темы; |
| |уроки с объяснением заданий на дом и повторением |
| |некоторых вопросов в процессе изучения |
| |пройденного материала в конце темы; |
| |уроки с объяснением нового материала и пробным |
| |выполнением домашних работ" [75]. |
|М.А. Данилов |уроки, на которых выполняются все |
| |образовательно-воспитательные задачи (повторение |
| |изученного ранее, первоначальное усвоение нового,|
| |закрепление и формирование навыков, применение |
| |знаний, проверка усвоения). "В педагогической |
| |литературе они получили название смешанных или |
| |комбинированных"; |
| |уроки, основной задачей которых является |
| |восприятие и первоначальное усвоение нового |
| |материала; |
| |уроки, основной задачей которых является |
| |закрепление знаний и формирование умений и |
| |навыков; |
| |уроки, основной задачей которых является |
| |самостоятельная работа учащихся, применение |
| |усвоенных знаний при выполнении теоретических и |
| |практических заданий; |
| |уроки, основной задачей которых является |
| |обобщающее повторение, проверка и анализ знаний, |
| |умений и навыков учащихся (по учебной теме, |
| |разделу программы или по всему курсу) [337]. |
|Б.П. Есипов |урок, объединивший в себе различные звенья |
| |процесса обучения (комбинированный урок); |
| |урок усвоения учащимися новых знаний; |
| |уроки применения знаний в упражнениях, в решении |
| |задач (тренировочные); |
| |уроки повторения; |
| |уроки проверки знаний, умений и навыков (учетные)|
| |[203]. |
|Е.Я. Голант |комбинированный урок ( включает все основные |
| |звенья процесса обучения); |
| |первоначального изучения новых знаний; |
| |практический (или урок закрепления и применения |
| |новых знаний; |
| |контрольно-учетный; |
| |повторительно-обобщающий [201]. |
|И.Т. |уроки изучения новых знаний; |
|Огородников |уроки закрепления знаний, умений и навыков; |
| |повторительно-обобщающие уроки; |
| |объединенный или комбинированный урок [191]. |
|И.Т. |урок изучения новых знаний; |
|Огородников |урок закрепления; |
| |урок упражнений и практических работ; |
| |лабораторный урок; |
| |повторительный и обобщающий урок; |
| |синтетический урок [184]. |
|В.И. Помогайба |урок объяснения нового материала; |
| |урок усвоения; |
| |урок применения знаний и навыков; |
| |урок систематизации; |
| |урок учета [227]. |
|М.И. Еникеев |урок, на котором из фактов выводится обобщение, |
| |обобщение конкретизируется новыми фактами; |
| |урок на котором из фактов выводятся обобщения |
| |(этап конкретизации откладывается на последующие |
| |уроки); |
| |урок, на котором конкретизируются ранее усвоенные|
| |обобщения [71]. |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|