Рефераты
 

Развитие теории урока в советской дидактике периода середины 50-х - середины 60-х годов

НА РАО. Ф. 25. Оп. 1. Ед. хр. 3102. Л. 1-166. 1961.

305. Стенограмма совещания Министров просвещения АССР, зав. край-, облоно

от 15-16 августа 1963 г. ЦГА РФ. Ф. 2306. Оп. 72. Ед. хр. 9095. 274 л.

1963.

306. Стенограмма совещания Министров просвещения АССР, зав. край–, облоно о

перестройке системы народного образования в соответствии с тезисами ЦК

КПСС и Совета Министров СССР "Об укреплении связи школы с жизнью и о

дальнейшем развитии системы народного образования в стране" 1-2 декабря

1958 г. Т. 1. ЦГА РФ. Ф. 2306. Оп. 72. Ед. хр. 6482. 158 л.1959.

307. Стенограмма совещания Министров просвещения АССР, заведующих край- и

облоно по вопросам хода перестройки школы от 29 марта 1960 г. ЦГА РФ. Ф.

2306. Оп. 72. Ед. хр. 7686. 1960.

308. Стенограмма совещания по вопросам дидактики 30 ноября – 3 декабря 1960

г. Сектор дидактики НИИ теории и истории педагогики. НА РАО. Ф. 31. Оп.

1. Ед. хр. 711. 254 л. 1960.

309. Стенограмма совещания по вопросам дидактики Института теории и истории

педагогики АПН РСФСР. НА РАО. Ф. 31. Оп. 1. Ед. хр. 616. Л. 2-23. 1958.

310. Стенограмма совещания по вопросам дидактики от 28 нояб. – 02 дек. 1960

г. НА РАО. Ф. 31. Оп. 1. Ед. хр. 709. 167 л. 1960.

311. Стенограмма совещания по вопросам дидактики в Институте теории и

истории педагогики АПН РСФСР 3 дек. 1958 г. НА РАО. Ф. 31. Оп. 1. Ед. хр.

616. Л. 1-25. 1958.

312. Стенограмма совещания по дидактике 1-3 декабря 1958 г. НА РАО. Ф. 31.

Оп. 1. Ед. хр. 613. Л. 1-56. 1958.

313. Степашко Л.А. Генезис содержания общего образования (гуманистический

аспект): Учеб. пособие по спецкурсу. Хабаровск. гос. пед. ун-т.

Хабаровск, 1994. 100с.

314. Степашко Л.А. Педагогика – революция – социализм (1917-1930-е гг.):

Учеб. пособие по спецкурсу. Хабаровск. гос. пед ин-т. Хабаровск, 1993.100

с.

315. Степашко Л.А. Философия и история образования. В 2 ч. Хабаровск,

1998. Ч.1-83 с., Ч. 2-108 с.

316. Стрезикозин В. За совершенствование учебного процесса // Нар.

образование. 1962. №8. С. 19-24.

317. Стрезикозин В.П. Организация процесса обучения в школе. М.:

Просвещение, 1968. 248 с.

318. Стрезикозин. В.П. Актуальные вопросы дальнейшего совершенствования

урока. Метод. рекомендации. М.: МГОНО, МГИУУ, 1966. 19 с.

319. Стрезикозин. В.П. Методическая культура новой школы // Нар.

образование. 1961. №9. С. 22-31.

320. Сухомлинский В.А. Неотложные проблемы теории и практики воспитания //

Нар. образование. 1961. №10. С. 54-61.

321. Сухомлинский В.А. О связи школы с жизнью. НА РАО. Ф. 31. Оп. 1. Ед.

хр. 687. 137 л. 1960.

322. Сырецкий М.И. Связь обучения основам наук естественно-математического

цикла с трудом учащихся в учебных мастерских: Автореф. дис. … канд. пед.

наук. М., 1962. 18 с.

323. Тарасенко И.К. Создание поисковой ситуации на уроке как средство

повышения его эффективности. // Учен. зап. Смолен. гос. пед. ин-та и

Новозыб. гос. пед. ин-та. Вып.15. Материалы по вопросам теории и практики

воспитания. Смоленск, 1966. С. 105-120.

324. Тачина И.А. Самостоятельные работы учащихся на уроках химии //

Липецкий опыт рациональной организации урока. /Под ред. М.А. Данилова и

др. М.: Учпедгиз, 1963. С. 205-214.

325. Твертинов Д.М. О связи обучения с жизнью // Сов. педагогика. 1959.

№12. С. 58-66.

326. Текучев А. Преодолеть трудный барьер // Нар. образование. 1962. №8. С.

30-33.

327. Терехин М.Н. Влияние связи обучения с жизнью на повышение

эффективности урока // Пути повышения эффективности урока: Материалы к

конф. Челябинск, 1966. С. 17-23.

328. Терехин М.Н. Дидактические требования к уроку на современном этапе.

Челябинск: Челяб. гос. пед. ин-т, 1966. 19 с.

329. Терехин М.Н. Некоторые характерные особенности связи теории с

практикой в обучении // Развитие самостоятельности и активности учащихся

в учебной работе школы. Челябинск: Урал. рабочий, 1966. С. 3-22.

330. Терехин М.Н. Связь обучения в школе с практикой коммунистического

строительства // Актуальные вопросы учебной работы в школе: Науч. тр.

ЧГПИ. Челябинск, 1965. С. 32-57.

331. Терехин М.Н. Связь теории с практикой как средство повышения

эффективности урока // Пути повышения эффективности урока. Челябинск:

Челяб. рабочий, 1967. С. 3-10.

332. Титова Н.Ф. О некоторых условиях воспитывающего влияния обучения на

развитие учащихся // Сов. педагогика. 1959. №5. С. 72-78.

333. Тодоров Л. Проблемы современного урока // Сов. педагогика. 1967. №10.

С. 154-158.

334. Токарева Е.Г. Три года работы без второгодников // Сов. педагогика.

1963. №2. С. 21-27.

335. Травинин К.Н. К вопросу о сущности процесса обучения // Сов.

педагогика. 1965. №9. С. 95-104.

336. Требования к современному уроку: Метод. указания / Сост. М.Н. Скаткин,

И.Я. Лернер. М.: МГОНО, МГИУУ, 1969. 14 с.

337. Урок в восьмилетней школе / Под ред. М.А. Данилова. М.: Просвещение,

1966. 248 с.

338. Урок решает качество обучения // Нар. образование. 1962. №6. С. 119-

123.

339. Уроки по истории древнего мира в 5-6 классах / Под ред. С.Г. Ковалева

и Н.В. Андриевской. Л.: Учпедгиз, 1955. 230 с.

340. Учен. зап. Моск. гор. пед. ин-та им. В.П. Потемкина. Т. 79. Кафедра

педагогики. М. 1957. Вып. 1. 275 с.

341. Учен. зап. Вып. 342. Актуальные вопросы обучения в школе / ЛГПИ им.

А.И. Герцена. Л., 1968. 260 с.

342. Учитель и ученик // Нар. образование. 1960. №2. С. 1-7.

343. Учитель новой школы // Нар. образование. 1959. №7. С. 2-6.

344. Федина М.Ф. Проблема дифференцированного подхода к учащимся в процессе

обучения в истории советской педагогики (1960-1970): Дис. … канд. пед.

наук. Минск, 1985. 159 с.

345. Философия образования для ХХI века. М.: Изд-во фирмы "Логос", 1993.

207 с.

346. Фоменко В.Г. Исследование структуры урока. Дис. … канд. пед. наук.

Б.м., 1965. 209 с.

347. Хелем Т.А. Некоторые приемы активизации учебной деятельности учащихся

на уроке // Сов. педагогика. 1959. №3. С.130-135.

348. Хоменко А. Уроки стали интереснее, живее // Нар. образование. 1960.

№6. С. 45-46.

349. Циликина П.И. К вопросу о классификации уроков истории и их структуре

/ Активизация процесса обучения и воспитания: Сб-к материалов внутривуз.

науч.-практ. конф. Красноярск, 1963. С. 49-58.

350. Чаплыгин Д.В. Теоретические основы и пути активизации личностной

позиции школьника в процессе познавательной деятельности (60-е – начало

80-х годов): Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1989. 20 с.

351. Череповский Г. Роль классного руководителя в преодолении

второгодничества // Нар. образование. 1961. №10. С. 81-82.

352. Шамова Т.И. Проблемный подход в обучении. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн.

изд-во, 1969. 68 с.

353. Шаповаленко С.Г., Атутов П.Р. Ведущее звено образования и воспитания

// Сов. педагогика. 1959. №11. С. 140-148.

354. Шапоринский С.А. О связи обучения и труда в средней школе // Сов.

педагогика. 1961. №6. С. 140-148.

355. Шаров Ю.В. Стимулирование духовных потребностей подрастающего

поколения // Сов. педагогика. 1966. №12. С. 89-100.

356. Шаров Ю.В., Рукина И.Л. О формировании положительного отношения

учащихся к общеобразовательным знаниям и профессии // Сов. педагогика.

1961. №1. С. 8-18.

357. Шибанов А.А. К вопросу о связи школы с жизнью // Сов. педагогика.

1958. №11. С. 23-33.

358. Шимбирев П.Н., Огородников И.Т. Педагогика. Учебное пособие для пед.

ин-тов. М.: Учпедгиз, 1954. 431 с.

359. Шире привлекать общественные силы к школе, к делу народного

образования // Нар. образование. 1962. С. 3-11.

360. Шморгун В.Ф. Активизация учебной познавательной деятельности учащихся

на уроках: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киев, 1959. 20 с.

361. Щукина Г. И. Фомирование познавательных интересов учащихся на уроке //

Сов. педагогика. 1957. №8. С. 32-42.

362. Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе

обучения. М.: Учпедгиз, 1962. 230 с.

363. Щуркова Н.Е. Воспитание на уроке. // Сов. педагогика. 1965. №3. С. 44-

50.

364. Эпштейн Д.А. О характере производственного обучения в связи с

дальнейшим совершенствованием системы народного образования в СССР. НА

РАО. Ф. 25. Оп. 1 "а". Ед. хр. 77. 157 л. 1964.

365. Яковлев Н.М. Методика и техника урока в школе. М.: Учпедгиз, 1959. 125

с.

366. Янова М., Токарева Е., Заславская Н., Шумеева Л. Второгодничество

отступает // Нар. образование. 1961. №4. С. 57-62.

|Приложения |Приложение №1 |

Структуры некоторых уроков различных типов и видов (вторая половина 50-

х годов)

|Тип урока |Вид урока |Структура урока |

|С.В. Иванов [87] |

|Вводные |"Первые шаги в школе"; |Вводное слово учителя; актуализация знаний; ознакомление с |

| |"вводные" уроки к |перспективами изучения нового материала и его значением для |

| |учебному курсу, к теме,|учащихся, с методами достижения поставленной цели. |

| |разделу | |

|Уроки первичного |"Предметный урок" |Обобщающее изучение всего объекта в целом; подготовка учащихся |

|ознакомления с | |к восприятию нового объекта; изучение объекта в его |

|материалом | |расчлененном виде; задание на дом. |

|Уроки усвоения новых | |Постановка проблемы и определение цели урока; актуализация |

|знаний (понятий, | |знаний и впечатлений об изучаемом предмете; дополнительные |

|законов и правил) | |наблюдения над рядом фактов и явлений; формулировки определений|

| | |новых понятий, законов и правил; выводы; закрепление полученных|

| | |знаний, выводов и формулировок; домашнее задание. |

|Уроки применения |Лабораторные, |Воспроизведение теоретических знаний; постановка задачи; |

|полученных знаний на |практические уроки, |решение задачи; итог и задание на дом. |

|практике |решение задач | |

|Уроки навыков |Тренировочные уроки |Выяснение целей и задач предстоящих упражнений; актуализация |

| |(письма, чтения, |нужных правил; выполнение упражнений совместно с учителем; |

| |правописания, устной и |самостоятельное выполнение упражнений под контролем учителя. |

| |письменной речи, | |

| |математических навыков)| |

|Уроки повторения, |Уроки тематического |Общий обзор всего пройденного; краткое воспроизведение |

|обобщения, |обобщения; уроки |учащимися отдельных основных сведений из пройденного; обобщение|

|закрепления |итогового повторения; |пройденного при помощи "живой" беседы. |

| |уроки закрепления; | |

| |обзорные уроки | |

|"Смешанные" или | |Подготовка учащихся к усвоению нового; усвоение нового; |

|комбинированные уроки| |закрепление новых знаний при помощи повторения и применения |

| | |полученных знаний на практике; упрочение соответствующих |

| | |навыков и умений при помощи упражнений; проверка и оценка |

| | |знаний; задание на дом. |

|И.Н. Казанцев [95] |

|"Вводные уроки в | |Постановка задачи в изучении предмета; введение учащихся в круг|

|начале учебного года"| |новых знаний; повторение и закрепление (беседа, элементарное |

| | |практическое занятие); обобщение изученного; домашнее задание. |

|Уроки овладения | |Постановка задачи урока и ее объяснение; актуализация знаний; |

|новыми знаниями по | |изложение нового учебного материала; повторение и закрепление |

|текущему учебному | |изложенного (беседа, организация элементов самостоятельной и |

|материалу | |практической работы); обобщение изученного; постановка задач |

| | |для домашних и внеклассных занятий. |

|Повторительно-обобщаю|Уроки подготовительного|Раскрытие цели и плана занятий на уроке; полное или частичное |

|щие уроки |повторения; уроки |воспроизведение изученного; решение практических задач на |

| |повторения и обобщения |закрепление знаний по повторяемым вопросам; систематизация и |

| |по крупным разделам и |обобщение содержания повторяемых вопросов, их углубление и |

| |темам; уроки в конце |развитие; проверка и оценка знаний учителем; выводы; домашнее |

| |учебного года |задание по дальнейшему повторению пройденного. |

|Д.О. Лордкипанидзе [142] |

|Комбинированный урок | |Первая часть: урегулирование организационных сторон обучения и |

| | |первичная мобилизация внимания учащихся на учебной работе; |

| | |фронтальная проверка выполнения домашнего задания; фронтальная и |

| | |индивидуальная проверка знаний по материалу предыдущего урока и |

| | |оценка учащихся; заключительная беседа с целью приведения в |

| | |систему воспроизведенных знаний; вторая часть: ознакомление с |

| | |темой и целью урока; ознакомление с основными вопросами плана |

| | |урока и указание на виды учебной работы, необходимые для ее |

| | |выполнения; объяснение нового учебного материала с учетом степени |

| | |понимания его учащимися; третья часть: общеклассная (фронтальная) |

| | |проверка усвоения нового материала; заключительная беседа по теме;|

| | |домашнее задание. |

|М.А. Данилов, Б.П. Есипов [59] |

|Комбинированный | |Опрос учащихся по пройденному; постановка нового вопроса (темы); |

|(смешанный) урок | |ознакомление учащихся с новыми данными, являющимися важным и |

| | |типичным для изучаемых явлений, выведение обобщений; проверка |

| | |понимания и усвоения учащимися изучаемого материала; выполнение |

| | |заданий для закрепления усваиваемого знания и выработки умений и |

| | |навыков. |

|Уроки по ознакомлению|Уроки изучения |Воспроизведение знаний, необходимых при изучении нового материала;|

|учащихся с новым |конкретных данных; |постановка новой темы; ознакомление учащихся с фактическим |

|материалом |уроки разбора данных |материалом темы; анализ конкретных данных; фиксация основных |

| |с целью усвоения |данных урока (доска, тетрадь); повторение учащимися усваиваемых |

| |важных обобщений |конкретных знаний, формулировок и т.д.; проверка понимания нового |

| | |материала; задание на дом ( с целями: повторения и дополнения, |

| | |осмысливания и усвоения, применения на практике). |

|П.С. Лейбенгруб [133] |

|Комбинированный урок | |Разъяснение темы и задачи урока; опрос: проверка выполнения |

| | |домашнего здания и знаний учащихся , обобщение и закрепление |

| | |знаний; переход к изучению нового материала; изучение нового |

| | |материала; закрепление изученного на уроке; домашнее задание. |

|Р.Г. Лемберг [136] |

|Комбинированный урок | |Вступительная часть; работа над новыми знаниями и умениями; |

| | |закрепление; учет; организация домашней работы. |

Приложение №2

Применение положения М.А. Данилова о логике учебного процесса в

разработке проблемы структуры урока

Новую попытку решения вопроса о структуре урока на основе логических

и психологических закономерностей процесса обучения предпринял В.И.

Помогайба. Он выделил "три основные ступени" учебного процесса, имеющие

свои дидактические закономерности и структуру: "понимание", "усвоение",

"применение":

|Ступени |I. Понимание |II. Усвоение |III. Применение |

|учебного | | | |

|процесса | | | |

|Структурны|Постановка |Постановка цели |Понимание условия|

|е элементы|проблемы | |задания |

|учебного | | | |

|процесса | | | |

| |Раскрытие |Инструктаж |Составление плана|

| |проблемы | | |

| |Формирование |Выполнение |Выполнение |

| |выводов | | |

| |Уточнение |Проверка |Проверка |

| |понимания | | |

Ученый отмечал взаимосвязь основных ступеней овладения знаниями,

умениями, навыками, их "скачкообразный" характер" и подчеркивал особую

актуальность ступени применения знаний на этапе развития советской школы,

когда связь обучения с жизнью стала ведущим началом обучения и воспитания

[227, 31]. Структурные элементы трех ступеней обучения В.И. Помогайба

определил как структурные единицы урока. Например, структура урока

объяснения нового материала имела следующий вид: [227, 31, 36].

Дидакт считал, что два структурных элемента – "организационный момент"

и "проверка домашнего задания" являются почти всегда обязательными в

структуре урока любого типа, но вкладывал в них не традиционное назначение,

а обеспечение готовности учащихся к работе, актуализацию знаний [227, 42].

|Структура урока объяснения нового материала |

|1 |проверка домашнего задания (последний момент усвоения); |

|2 |объяснение нового материала (1-4 структурные элементы понимания:|

| |постановка проблемы, раскрытие проблемы, формулировка выводов, |

| |уточнение понимания); |

|3 |объяснение домашнего задания (1-2 элементы усвоения: постановка |

| |цели, инструктаж) |

М.Н. Скаткин, опираясь на учение о логике учебного процесса,

установил, что структурными частями урока являются не части, а "шаги",

обеспечивающие движение к цели урока, их содержание, объем и порядок

изменчивы, "зависят от содержания учебного материала, дидактической цели

закономерностей процесса усвоения, состава класса и методического почерка

учителя [336, 11].Структура урока могла принять следующий вид:

|Варианты структуры урока (по М.Н. Скаткину) |

|1 |Рассказ учителя, постановка вопросов на воспроизведение |

| |учащимися сообщенных им знаний, выполнение упражнений по |

| |образцу, решение задач. |

|2 |Показ способа деятельности, его воспроизведение учащимися, |

| |решение задач с применением этого же способа в новых |

| |варьирующихся ситуациях. |

|3 |Решение поисковых задач с помощью которых приобретаются новые |

| |знания, обобщение учителя, воспроизведение знаний и т.д. |

Ученый определял "шаги" как "внешние" элементы структуры урока отмечая

при этом, что в каждом из "множества вариантов" одни и те же внешние

элементы урока могут повторяться неоднократно и в разном порядке, в разном

сочетании [там же].

"На качественно иной основе, чем это делается" попытался исследовать

структуру урока В.Г. Фоменко [346], используя достижения передовой практики

по организации урока, наиболее ярко выразившихся в опыте липецких учителей,

он различал две структуры: традиционную "формально-внешнюю" и "внутреннюю",

основополагающую. В качестве единицы внутренней структуры урока В.Г.

Фоменко предложил. "момент" урока. Единицу внутренней структуры

исследователь вывел следующим образом:

1) основными компонентами процесса обучения на уроке являются:

дидактическая задача, содержание учебного материала, система методических

приемов и методических средств;

2) дидактическая задача разлагается на частные, вокруг каждой из них

образуются логические группы, включающие основные компоненты процесса

обучения на уроке. Отсюда момент урока, по мнению В.Г. Фоменко, это –

целостная часть, представляющая единство частной дидактической цели,

учебного материала и системы методических приемов [346, 17].

В исследовательской работе научных сотрудников кафедры педагогики МГПИ

им. В.И. Ленина (рук. И.Т. Огородников), разрабатывавших на протяжении

рассматриваемого периода проблему повышения эффективности урока,

первоначально существенным изменениям подвергали структурные элементы

традиционного урока: опрос, закрепление и повторение. Были проведены

экспериментальные серии уроков с разнообразными вариациями структур [186;

183; 311].

|Варианты структур комбинированного урок (по И.Т. Огородникову) |

|1 |уроки без опроса по материалу прошлого урока |

|2 |объединение опроса с разными видами самостоятельной работы |

| |учащихся на уроке |

|3 |перенос опроса на конец изучения темы |

|4 |уроки с сопровождающим закреплением вновь изучаемого материала, |

| |включающие разнообразную самостоятельную работу учащихся |

|5 |уроки без домашнего задания |

|6 |уроки с домашними заданиями, которые требовали от учащихся |

| |самостоятельности и творчества в их выполнении |

Такой подход к изменению структуры урока некоторые дидакты считали

принципиально неправильным теоретически, так как брался шаблонный тип урока

и как бы создавался новый тип урока путем "выбрасывания" домашнего задания

иди опроса. Экспериментаторам рекомендовалось "брать процесс обучения весь,

как он протекает. Нужно брать уроки, типичные для разных предметов" (Б.П.

Есипов) [246, 39].

В последствии, исходя из идеи целостности процесса обучения,

сотрудники кафедры совместно с казанскими учителями установили, что

эффективность уроков разных типов и видов имеет прямую зависимость как от

целесообразных сочетаний отдельных этапов уроков, так и от слияния их в

единый учебный процесс [160; 298; 317].

Идеи рекомбинации и слияния элементов уроков получали соответствующую

конкретизацию в частных дидактиках [19, 383; 349, 53-54]. Главными

дидактическими основами построения урока признавались: соединение в единый

процесс обучения сообщение знаний учащимся и выявление их знаний;

вовлечение в активную умственную работу всех учащихся на протяжении всего

урока, всемерное развитие при этом их самостоятельности в овладении

знаниями под руководством учителя; учет и оценка знаний, выступающие не как

самоцель, а как результат учебной деятельности учащихся в течение всего

урока [62]. При организации учебного процесса на основе этих положений

обеспечивалось тесное единство учебной деятельности учителя и учащихся

[349, 51].

Отмечалось, что с одной стороны всякая попытка дать определенную

организационно-методическую схему построения урока отвлеченно от конкретной

темы, класса, учителя ведет к шаблону в организации учебного процесса, но с

другой стороны это не означало, что учитель может действовать произвольно,

не руководствоваться "общими дидактическими требованиями к построению

урока" [349, 56].

Существенные изменения в построении уроков связывались с внешним

фактором – расширением связи школы с жизнью.

На построение уроков во всем многообразии их вариаций оказывало

влияние обогащение учебного материала новыми источниками научной

информации, требовавшие от учителя использования программирования и

технических средств, характер изучаемого материала, подготовка учащихся; а

также связи школы "с промышленными предприятиями, колхозами и совхозами"

[327, 23, 33, 62].

Особое значение в плане организации учащихся на самостоятельное

решение выдвигаемых перед ними задач с целью закрепления и углубления

знаний, формирования умений применять теорию на практике, "используя

логические и технические приемы, а также инструменты и приборы"

представляли уроки применения знаний. На структуру различных видов уроков

этого типа влияли цели (познавательный характер, тренировочные, развитие и

закрепление умения или навыка, усвоение новых учебных приемов, и т.п.), а

также соотношение учительско-ученической деятельности [203, 225; 198, 11].

|Основные "особые" элементы структуры урока применения знаний |

|1 |Повторение изученных знаний и осознание учениками необходимости |

| |применения их на практике |

|2 |Постановка задачи, инструктаж учащихся и организация работы |

|3 |Самостоятельная работа учеников под наблюдением учителя |

|4 |Обработка полученных результатов, проверка и оценка работ |

| |учителем |

|5 |Обобщение результатов работы |

Так, учитывая важность "особых" уроков – применения полученных знаний

на практике, С.В. Иванов предложил следующую структуру хода урока.

|Элементы структуры урока (по С.В. Иванову) |

|1 |вводная беседа, ставящая своей целью воспроизведение как |

| |теоретического, так и практического материала, связанного с |

| |намеченными для решения задачами |

|2 |решение задач учащимися, проверка решения задач |

|3 |учитель делает краткое заключение и дает задание на дом |

С.В. Иванов подчеркивал мысль о том, что взятые только в одном аспекте

(в связи с осуществлением задач политехнического обучения) способы и приемы

построения уроков "многообразны и сложны", поэтому "одними комбинированными

уроками… обойтись нельзя", необходимо "строить разнообразные уроки, проводя

их в определенной системе и по-разному насыщая их тем или иным содержанием"

[88, 66].

Подход к применению знаний учащимися как к необходимому компоненту

учебного процесса, тесно связанного с жизнью, обеспечивал разнообразие

вариаций структур урока, при планировании которых учитель имел большие

возможности продумать индивидуальные варианты заданий для разных групп

учащихся, "различающихся по уровню подготовки, способностям, интересам"

[198; 111]. В свою очередь, подвижность структуры урока открывала широкие

возможности для развития активности и самостоятельности учащихся, учета их

индивидуальных особенностей [56]. Одной из важных тенденций реализации идей

активности и самостоятельности учащихся, индивидуального подхода являлся

поисковый путь обучения [198, 10; 317, 32]. Как отмечал В.П. Стрезикозин,

чаще всего он находил свое выражение в таком построении урока, когда новые

знания формировались на основе непосредственных наблюдений, небольших

опытов в сочетании с объяснением учителя [317]. Отличительной чертой

уроков, связывавшийся с проблемностью и ученическим исследованием являлась

многократность перехода от теории к практике и наоборот. В таком случае

структура урока могла быть следующей: [317, 34-35].

|Тип |Структура |

|урока | |

|Урок с |постановка познавательной задачи для проведения |

|элемента|эксперимента; |

|ми | |

|ученичес| |

|кого | |

|исследов| |

|ания | |

|(В.П. | |

|Стрезико| |

|зин) | |

| |актуализация, полученных ранее знаний; |

| |выполнение эксперимента учащимися; |

| |беседа по результатам исследования; |

| |дальнейшая работа над новым материалом (объяснение учителя |

| |с применением иллюстративного опыта); |

| |самостоятельная работа учащихся по учебнику; |

| |рассказ учителя о применении изучаемого материала на |

| |практике; |

| |эксперимент учащихся по изученному материалу с введением |

| |новых данных; |

| |беседа по результатам эксперимента (учащиеся подводятся к |

| |определению понятий и выводам; |

| |самостоятельная работа с учебником; |

| |решение задачи. |

|Проблемн|создание активного отношения к работе (интерес, потребность|

|ый урок |в овладении знаниями и умениями); |

|(Т.В. | |

|Кузнецов| |

|) | |

| |совместная работа преподавателей и учащихся над новым |

| |материалом (формирование первоначальных обобщений, анализ |

| |ошибок); |

| |оперирование приобретенными знаниями в сочетании с ранее |

| |усвоенными (совмещение с выявлением прочности и гибкости |

| |знаний); |

| |соотнесение общих положений с ранее усвоенными знаниями |

| |(межпредметные связи и расширение кругозора). |

Другой не менее важной тенденцией повышения эффективности урока

являлась алгоритмизация обучения. Применение одного из принципов

программированного обучения – "поэлементного" усвоения новых знаний –

вносило своеобразие в критерии и структурообразование урока: она

определялась не дидактическими целями, а логической структурой материала,

изучаемого на уроке; на каждом этапе урока происходило слияние усвоения,

первичного закрепления и контроля знаний учащихся [317, 23-24].

Приложение №3

Классификации уроков

|Автор |Типы уроков |

|С.В. Иванов |вводные уроки. |

| |уроки первичного ознакомления с материалом. |

| |уроки усвоения новых знаний (понятий, законов, |

| |правил). |

| |уроки применения полученных знаний на практике. |

| |уроки навыков. |

| |уроки повторения, обобщения и закрепления. |

| |урок смешанный или комбинированный [87]. |

|И.Н. Казанцев |первые вводные уроки в начале учебного года; |

| |вступительные уроки при изучении крупных тем или |

| |разделов программы; |

| |уроки овладения учащимися новыми знаниями по |

| |текущему учебному материалу; |

| |уроки закрепления изученных знаний; |

| |уроки выработки у учащихся умений и навыков; |

| |уроки применения знаний на практике; |

| |уроки повторительно-обобщающие; |

| |учетно-проверочные уроки; |

| |уроки анализа качества знаний школьников; |

| |итоговые уроки, завершающие учебный год [95]. |

|Д.О. |урок объяснения учебного материала; |

|Лордкипанидзе |комбинированный урок; |

| |урок повторения и упражнения; |

| |урок по проверке и оценке знаний. [142]. |

|М.А. Данилов, |уроки, назначением которых является и проверка |

|Б.П. Есипов |ранее усвоенного учащимися и восприятие ими новых|

| |знаний, и первоначальная работа над закреплением |

| |этих знаний; |

| |уроки, назначением которых по преимуществу |

| |является ознакомление учащихся с новым |

| |материалом; |

| |уроки, имеющие основной целью закрепление знаний |

| |в сознании учащихся (или уроки повторения); |

| |уроки, имеющие основной целью закрепление умений |

| |и навыков путем упражнений; |

| |уроки, имеющие основной целью проверку усвоения |

| |учащимися знаний, умений, навыков [59]. |

|В. Алленов, Н. |урок "обучающий или смешанного типа"; |

|Мрежин |урок тренировочных упражнений, |

| |урок обобщающего повторения; |

| |контрольный урок [161]. |

| |урок без домашних заданий с повторением на |

| |следующем уроке; |

|Н.Д. Тропина |урок без домашних заданий с повторением основных |

| |вопросов в конце темы; |

| |уроки с объяснением заданий на дом и повторением |

| |пройденного материала в конце темы; |

| |уроки с объяснением заданий на дом и повторением |

| |некоторых вопросов в процессе изучения |

| |пройденного материала в конце темы; |

| |уроки с объяснением нового материала и пробным |

| |выполнением домашних работ" [75]. |

|М.А. Данилов |уроки, на которых выполняются все |

| |образовательно-воспитательные задачи (повторение |

| |изученного ранее, первоначальное усвоение нового,|

| |закрепление и формирование навыков, применение |

| |знаний, проверка усвоения). "В педагогической |

| |литературе они получили название смешанных или |

| |комбинированных"; |

| |уроки, основной задачей которых является |

| |восприятие и первоначальное усвоение нового |

| |материала; |

| |уроки, основной задачей которых является |

| |закрепление знаний и формирование умений и |

| |навыков; |

| |уроки, основной задачей которых является |

| |самостоятельная работа учащихся, применение |

| |усвоенных знаний при выполнении теоретических и |

| |практических заданий; |

| |уроки, основной задачей которых является |

| |обобщающее повторение, проверка и анализ знаний, |

| |умений и навыков учащихся (по учебной теме, |

| |разделу программы или по всему курсу) [337]. |

|Б.П. Есипов |урок, объединивший в себе различные звенья |

| |процесса обучения (комбинированный урок); |

| |урок усвоения учащимися новых знаний; |

| |уроки применения знаний в упражнениях, в решении |

| |задач (тренировочные); |

| |уроки повторения; |

| |уроки проверки знаний, умений и навыков (учетные)|

| |[203]. |

|Е.Я. Голант |комбинированный урок ( включает все основные |

| |звенья процесса обучения); |

| |первоначального изучения новых знаний; |

| |практический (или урок закрепления и применения |

| |новых знаний; |

| |контрольно-учетный; |

| |повторительно-обобщающий [201]. |

|И.Т. |уроки изучения новых знаний; |

|Огородников |уроки закрепления знаний, умений и навыков; |

| |повторительно-обобщающие уроки; |

| |объединенный или комбинированный урок [191]. |

|И.Т. |урок изучения новых знаний; |

|Огородников |урок закрепления; |

| |урок упражнений и практических работ; |

| |лабораторный урок; |

| |повторительный и обобщающий урок; |

| |синтетический урок [184]. |

|В.И. Помогайба |урок объяснения нового материала; |

| |урок усвоения; |

| |урок применения знаний и навыков; |

| |урок систематизации; |

| |урок учета [227]. |

|М.И. Еникеев |урок, на котором из фактов выводится обобщение, |

| |обобщение конкретизируется новыми фактами; |

| |урок на котором из фактов выводятся обобщения |

| |(этап конкретизации откладывается на последующие |

| |уроки); |

| |урок, на котором конкретизируются ранее усвоенные|

| |обобщения [71]. |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ