Рефераты
 

Лекция: Общая теория менеджмента

2. Структура задачи. Подразумевает привычность задачи, четкость ее

формулировки и структуризации, а не расплывчатость и бесструктурность.

3. Должностные полномочия. Это — объем законной власти, связанной с

должностью руководителя, которая позволяет ему использовать вознаграждение, а

также уровень поддержки, который оказывает руководителю формальная организация.

Фидлер считает, что, хотя каждой ситуации и соответствует свой стиль

руководства, стиль того или иного руководителя остается, в целом, постоянным.

Поскольку Фидлер исходит из предположения, что человек не может приспособить

свой стиль руководства к ситуация, он предлагает помещать руководителя в

такие ситуации, которые наилучшим образом подходят к стабильному стилю

руководства. Это обеспечит надлежащий баланс между требованиями, выдвигаемыми

ситуацией, и личными качествами руководителя, а это ведет к высокой

производительности и удовлетворенности.

Чтобы определить личные качества руководителя, Фидлер провел опрос. Он

обращался к конкретным работникам и просил их дать портрет гипотетического

коллеги, чьи личные качества были бы для них наименее предпочтительными

(наименее предпочитаемый коллега — НПК), с кем бы им менее всего хотелось

работать. По Фидлеру, менеджеры, имеющие высокий рейтинг по критерию НПК,

хотят, чтобы их отношения с коллегами строились на личностной основе и

взаимопомощи, а кто имеет низкий рейтинг — сосредоточиваются на задаче и

беспокоятся о производстве.

Как показано на рис. 17.6., отношения между руководителем и членами коллектива

могут быть хорошими и плохими, задача может быть структурирована и не

структурирована, а должностные полномочия руководителя могут быть большими или

малыми. Различные сочетания этих трех размерностей могут дать восемь

потенциальных стилей руководства. Руководитель, ориентированный на задачу,

или НПК с низким рейтингом, наиболее эффективны в ситуациях 1, 2,3 и 8, в то

время как руководители, ориентированные на человеческие отношения, или НПК с

высоким рейтингом, лучше всего работают в ситуациях 4, 5 и 6. Заметьте, что в

ситуации 7 хорошо работать могут как те, так и другие.

Из восьми потенциальных ситуаций первая является наиболее благоприятной для

руководителя. В ней задача хорошо структурирована, должностные полномочия

большие, а отношения между руководителем и подчиненными также хорошие, что,

создает максимальную возможность для оказания влияния. В противоположность

этому, ситуация 8 — наименее благоприятная, потому что должностные полномочия

невелики, отношения с подчиненными плохие и задача не структурирована.

Любопытно, что результаты исследований Фидлера показывают, что самым

эффективным стилем руководства в обоих этих крайних случаях будет ориентация

на задачу. Эту кажущуюся непоследовательность можно объяснить с помощью

логики.

Потенциальные преимущества ориентированного на задачу стиля руководства — это

быстрота действия и принятия решений, единство цели и строгий контроль за

работой подчиненных. Таким образом, для успешности производства автократичный

стиль изначально валяется эффективным инструментом достижения целей

организации при условии, что исполнители охотно сотрудничают с руководителем.

В этой ситуации самым подходящим будет стиль руководства, ориентированный на

задачу, потому что отношения между руководителем и подчиненными уже хорошие.

Поэтому руководителю не нужно тратить много времени на поддержание этих

отношений. Кроме того, поскольку руководитель имеет значительную власть, а

задача имеет рутинный характер, подчиненные повинуются указаниям руководителя

и почти не нуждаются в помощи. Поэтому роль руководителя в этой ситуации

состоит в том, чтобы говорить, что нужно сделать.

В силу того, что ситуация 1 отучается сравнительно редко (у руководителя в

руках большая палка, но его все равно любят), потенциальные недостатки

авторитарной тактики, а также руководства, основанного на принуждении и на

вознаграждении, — минимальны. Исполнители, например, не пытаются обойти

систему контроля или сделать требуемую работу по минимуму. Отсюда, особенно в

тех случаях, когда работа не требует творческого подхода, руководитель может

реализовать часто приводимую в примерах потенциальную эффективность стиля,

ориентированного на задачу.

Однако руководитель должен понимать, что ориентация на задачу и диктаторство

или оскорбление подчиненных — не одно и то же. Если он или она имеют

диктаторские замашки, то со стороны подчиненных высока вероятность

возмущения, недоверия, нежелания сотрудничать, приобщения к таким

неформальным группам, цели которых противоречат целям организации. Эти

факторы, в свою очередь, могут сделать руководство неэффективным.

В ситуации 8 власть руководителя настолько мала, что

исполнители почти наверняка будут сопротивляться всякому влиянию, как

только представится возможность. Здесь самым эффективным окажется авторитарный

стиль, потому что он максимизирует прямой контроль руководителя, что абсолютно

необходимо для правильного направления усилий подчиненных.

Стили руководства, ориентированные на человеческие отношения, по мнению ;

Фидлера, наиболее эффективна в умеренно благоприятных для руководителя

ситуациях. В таких ситуациях у руководителя нет достаточной власти, чтобы

обеспечить полное сотрудничество подчиненных. Но, в противоположность

неблагоприятной ситуации 8, здесь подчиненные активно не ищут любого повода

для возмущения. В большинстве случаев исполнители в целом склонны делать то,

чего хочет от них руководитель, если им объяснить, для чего это делается и

предоставить возможность выполнить его желание. Если руководитель уж слишком

сосредоточен на задаче, он или она рискуют вызвать антагонизм исполнителей в

тем самым способствовать проявлению потенциальных недостатков этого стиля.

Такая сосредоточенность на задаче снижает влияние руководителя.

Стиль руководства, ориентированный на человеческие отношения, скорее всего

расширит возможности руководителя оказывать влияние. Проявление заботы о

благополучии подчиненных на деле улучшило бы отношения между руководителем и

подчиненными. При условии, что подчиненные мотивированы потребностями более

высокого уровня, использование такого стиля руководства может дать возможность

руководителю стимулировать личную заинтересованность исполнителей в конкретной

работе. Это было бы идеально, потому что самоуправляемая рабочая сила уменьшает

необходимость в плотном, строгом надзоре, и к тому же минимизирует риск потери

контроля.

Как и все другие модели, модель Фидлера не лишена недостатков и не получила

полной поддержки со стороны других теоретиков. Она также имеет ограничения,

но это не значит, что она бесполезна для практики управления. Определив, что

ориентированный на задачу стиль руководства будет больше всего

соответствовать в наиболее или наименее благоприятных ситуациях и что

ориентированный на человека стиль лучше всего проявит себя в умеренно

благоприятных ситуациях, Фидлер заложил основу для будущего ситуационного

подхода к управлению. По мнению одного из авторов, «ситуационный подход

Фидлера — прекрасное средство подчеркнуть важность взаимодействия

руководителя, исполнителей и ситуации. Его подход предостерегает против

упрощенного мнения, что существует какой-то один, оптимальный стиль

руководства — независящий от обстоятельств. Более того, данные, полученные

благодаря многочисленным исследованиям, говорят о том, что ситуационный

подход может иметь практическое значение для подбора, найма и расстановки

руководителей. Совершенно очевидно, что ситуационный подход уже внес и

продолжает вносить существенный вклад в понимание концепции лидерства».

Еще одна ситуационная модель лидерства, во многом аналогичная модели Фидлера

и имеющая много общего с теорией ожидания, была разработана Теренсом Митчелом

и Робертом Хаусом . Их подход под названием «путь — цель» также указывает

руководителям на необходимость применять стиль руководства, наиболее

сообразный ситуации.

Термин «путь — цель» относится к таким понятиям теории ожиданий, как усилие —

производительность, производительность — результаты (вознаграждение) я

ощущаемая ценность вознаграждения в глазах подчиненного (подробно это

рассмотрено в гл. 13). По существу, подход «путь — цель» пытается дать

объяснение тому воздействию, которое производит поведение руководителя на

мотивацию, удовлетворенность и производительность труда подчиненного.

Согласно этому подходу, руководитель может побуждать подчиненных к достижению

целей организации, воздействуя на пути достижения этих целей. Ниже приведены

некоторые приемы, с помощью которых руководитель может влиять на пути или

средства достижения целей:

1. Разъяснение того, что ожидается от подчиненного.

2. Оказание поддержки, наставничество и устранение сковывающих помех.

3. Направление усилий подчиненных на достижение цели.

4. Создание у подчиненных таких потребностей, находящихся в компетенции

руководителя, которые он может удовлетворить.

5. Удовлетворение потребностей подчиненных, когда цель достигнута.

СТИЛИ РУКОВОДСТВА. Поначалу Хаус в своей модели рассматривал два стиля

руководства: стиль поддержки и инструментальный стиль. Стиль поддержки

аналогичен стилю, ориентированному на человека или на человеческие отношения.

Инструментальный стиль аналогичен стилю, ориентированному на работу или на

задачу.

Стиль поддержка мы обычно встречаем у дружелюбного и простого в обращении

руководителя, который беспокоится о статусе, благополучии и потребностях

подчиненных. Такой руководитель даже в мелочах старается сделать их труд более

приятным, обращается с ними как с равными и демонстрирует дружелюбие и простоту

обращения.

Инструментальный стиль руководства проявляется в том, что подчиненным

сообщают, что от них хотят, дают им конкретные указания, что и как нужно

делать, тем самым делая роль руководителя группы понятной всем. Кроме того,

руководитель составляет графики работы, поддерживает определенные стандарты

исполнения, просит подчиненных придерживаться стандартов, правил и процедур.

Позже профессор Хаус включил еще два стиля: стиль, поощряющий участие

подчиненных в принятии решений и стиль, ориентированный на достижение.

Стиль, поощряющий участие (партисипативный, от participation),

характеризуется тем, что руководитель делится имеющейся у него информацией со

своими подчиненными и использует их идеи и предложения для принятия решений

группой. Сильный акцент делается на консультации.

Стиль, ориентированный на достижение, характеризуется постановкой перед

подчиненными довольно напряженной цели, ожиданием, что они будут работать в

полную меру своих возможностей. Им также напоминают о необходимости постоянно

повышать уровень своей индивидуальной выработки. Хотя руководитель и стремится

добиться высокой производительности, он или она в то же самое время стараются

вселить в подчиненных уверенность, что они способны работать высокоэффективно.

СИТУАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ. Стиль руководства, наиболее соответствующий ситуации и

предпочитаемый подчиненными, зависит от двух ситуационных факторов: личных

качеств подчиненных, а также требований и воздействий со стороны внешней среды.

Когда у подчиненных наблюдается большая потребность в самоуважении и

принадлежности, стиль поддержки (т.е. ориентированный на человека

или человеческие отношения) будет самым подходящим. Однако, если у подчиненных

существует сильная потребность в автономии и самовыражении, они,

вероятнее всего, предпочтут инструментальный (ориентированный на задачу)

стиль. Поскольку их первейшее желание — сконцентрировать свои усилия на

задаче и выполнить ее, они предпочитают, чтобы руководитель сказал им, что

нужно делать, и доверил им самим следить за решением задачи.

Другой личностной характеристикой, влияющей на выбор соответствующего стиля

руководства, является убежденность подчиненных, что они способны

воздействовать на внешнюю среду. Ученые-бихевиористы называют эту

характеристику «пунктам контроля». В своей основе пункт контроля относится к

степени уверенности руководителя в том, что его или ее действия влияют на

то, что с ними происходит. Индивиды, которые верят в то, что они в самом деле

влияют на окружение, предпочитают стиль руководства, подразумевающий участие

подчиненных в принятии решений. Те, кто считает, что они слабо воздействуют на

происходящие вокруг них события, что этими событиями распоряжается судьба или

фортуна, предпочитают авторитарный или инструментальный стиль .

Большая часть исследований сосредоточена на инструментальном стиле и стиле

поддержки. Стиль руководства, ориентированный на достижение, считается

более соответствующим таким ситуациям, где подчиненные стремятся к высокому

уровню выработки и уверены в том, что способны достичь такого уровня.

Стиль, ориентированный на участие подчиненных в принятии решений, более

соответствует ситуациям, когда подчиненные стремятся участвовать в процессе

управления.

В ситуациях, где характер задачи не вполне однозначен, предпочтительным

является инструментальный стиль, который обеспечивает руководству выполнение

заданий и который увеличивает и удовлетворенность, и производительность.

Однако для неоднозначных задач, которые уже структурированы, добавочное

структурирование, идущее через инструментальный стиль, будет восприниматься

как чрезмерный контроль. Поэтому более подходящим здесь был бы стиль

поддержки. Аналогичным образом, если задача с самого начала приносит

подчиненным удовлетворенность, стиль поддержки мало что добавит. Однако, если

задание не вполне удовлетворяет подчиненных, стиль поддержки будет как раз

уместен.

Поль Херси и Кен Бланшар разработали ситуационную теорию лидерства, которую

они назвали теорией жизненного цикла, согласно которой самые

эффективные стили лидерства зависят от «зрелости» исполнителей. Зрелость не

следует определять в категории возраста. Зрелость отдельных лиц и групп

подразумевает способность нести ответственность за свое поведение, желание

достигнуть поставленной цели, а также образование и опыт в отношении конкретной

задачи, которую необходимо выполнить. В зависимости от выполняемой задачи,

отдельные лица и группы проявляют различный уровень «зрелости».

Соответственно, руководитель может менять и свое поведение в зависимости от

относительной зрелости лица или группы. Руководитель определяет эту

зрелость, оценивая стремление к достижению, способность нести ответственность

за поведение, а также уровень образования и опыт прошлой работы над порученными

заданиями.

Имеются четыре стиля лидерства, которые соответствуют конкретному уровню

зрелости исполнителей: давать указания, «продавать», участвовать,

делегировать.

Первый стиль SI требует, чтобы руководитель сочетал большую степень

ориентированности на задачу и малую — на человеческие отношения. Этот стиль

называется «давать указания»; он годится для подчиненных с низким уровнем

зрелости (М1). Здесь этот стиль вполне уместен потому, что подчиненные либо

не хотят, либо не способны отвечать за конкретную задачу, и им требуются

соответствующие инструкции, руководство и строгий контроль.

Второй стиль S2 — «продавать» — подразумевает, что стиль руководителя в равной и

в высокой степени ориентирован и на задачу, и на отношения. В этой ситуации

подчиненные хотят принять ответственность, но не могут, так как обладают средним

уровнем зрелости (М2). Таким образом, руководитель выбирает поведение,

ориентированное на задачу, чтобы давать конкретные инструкции

подчиненным относительно того, что и как надо делать. В то же время руководитель

поддерживает их желание и энтузиазм выполнять задание под свою ответственность.

Третий стиль S3 характеризуется умеренно высокой степенью зрелости (МЗ). В этой

ситуации подчиненные могут, но не хотят отвечать за выполнение задания.

Для руководителя, сочетающего низкую степень ориентированности на задачу и

высокую степень — на человеческие отношения, самым подходящим будет

стиль, основанный на участии подчиненных в принятии решений, потому что

подчиненные знают, что и как надо выполнять, и им не требуется конкретных

указаний. Однако они также должны хотеть и сознавать свою причастность к

выполнению данной задачи. Руководители могут повысить мотивацию и

причастность своих подчиненных, предоставляя им возможность участвовать

в принятии решений, а также оказывая им помощь и не навязывая никаких

указаний. В сущности, руководитель и подчиненные вместе принимают решения, и

это способствует их большему участию и причастности.

Четвертый стиль S4 характеризуется высокой степенью зрелости (М4). В этой

ситуации подчиненные и могут, и хотят нести ответственность. Здесь

более всего подходит стиль делегирования, а поведение руководителя может

сочетать низкую степень ориентированности на задачу и на человеческие

отношения. Этот стиль уместен в ситуациях со зрелыми исполнителями, так как

подчиненные знают, что и как делать, и сознают высокую степень своей

причастности к задаче. В результате руководитель позволяет подчиненным

действовать самим: им не нужны ни поддержка, ни указания, так как они

способны делать все это сами по отношению друг к другу.

Как и другие ситуационные модели, модель жизненного цикла Херси и Бланшара

рекомендует гибкий, адаптивный стиль руководства.

Еще одной ситуативной моделью руководства стала модель, разработанная Виктором

Врумом и Филиппом Йеттоном - МОДЕЛЬ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ Согласно точке зрения

авторов модели, имеется пять стилей руководства, которые может

использовать руководитель в зависимости от того, в какой степени подчиненным

разрешается участвовать в принятии решений.

1. Вы сами решаете проблему или принимаете решение, используя имеющуюся у вас

на данный момент информацию.

2. Вы получаете необходимую информацию от своих подчиненных и затем сами

решаете проблему. Роль ваших подчиненных в принятии решений — предоставление

необходимой информации, а не поиск или оценка альтернативных решений.

3. Вы излагаете проблему индивидуально тем подчиненным, кого это касается, и

выслушиваете их идеи и предложения, но не собираете их вместе в одну группу.

Затем вы принимаете решение, которое отражает или не отражает влияние ваших

подчиненных.

4. Вы излагаете проблему группе ваших подчиненных, и весь коллектив

выслушивает все идеи и предложения. Затем вы принимаете решение, которое

отражает или не отражает влияние ваших подчиненных.

5. Вы излагаете проблему группе ваших подчиненных. Все вместе вы находите и

оцениваете альтернативы и пытаетесь достичь согласия (консенсуса) касательно

выбора альтернативы. Ваша роль схожа с председательской. Вы не пытаетесь

повлиять на группу, чтобы она приняла «ваше» решение, а хотите принять и

выполнить любое решение, которое вся группа сочтет наиболее приемлемым.

Стили 1 и 2 – автократические,

Стили 3 и 4 – консультативные,

Стиль 5 - полное участие. Применение каждого из этих стилей зависит от

характеристик ситуации или проблемы.

Чтобы определить, который из этих пяти стилей подходит к конкретной ситуации,

руководитель использует дерево решений, а также семь критериев, по которым

оценивается ситуация «подчиненные – руководитель». Хотя модель Врума-Йетгона

отличается от трех других ситуативных моделей, поскольку ее фокус — на

принятии решений, она все же аналогична им в том, что подчеркивает отсутствие

универсального оптимального метода влияния на подчиненных. Оптимальность

стиля зависит от меняющихся переменных ситуации принятия решений.

АДАПТИВНОЕ РУКОВОДСТВО. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Различные ситуационные модели помогают осознать необходимость гибкого подхода

к руководству. Чтобы точно оценить ситуацию, руководитель должен

хорошо представлять способности подчиненных и свои собственные, природу

задачи, потребности, полномочия и качество информации. Руководитель,

который хочет работать как можно более эффективно, получить все, что можно от

подчиненных, не может позволить себе применять какой-то один стиль

руководства на протяжении всей своей карьеры. Поэтому эффективные

руководители это те, кто может вести себя по-разному

в зависимости от требований реальности.

Критерии проблемы по модели Врума—Йеттона

1. Значение качества решения.

2. Наличие достаточной информации или опыта у руководителя для

принятия качественного решения.

3. Степень структурированности проблемы.

4. Значение согласия подчиненных с целями организации и их

причастности для эффективного выполнения решения.

5. Определенная на основании прошлого опыте вероятность, что

автократическое решение руководителя получит поддержку у подчиненных.

6. Степень мотивации подчиненных достигнуть целей организации, если

они выполнят задачи, сформулированные при изложении проблемы.

7. Степень вероятности конфликте между подчиненными при выборе

альтернативы.

Лекция 17. Управление конфликтами, изменениями и стрессами

КОНФЛИКТ - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые

могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все,

чтобы принята была ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать

то же самое.

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией,

угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение,

что конфликт — явление всегда нежелательное, что его необходимо, по

возможности, избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он

возникает.

Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с

эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже

может быть и желательны. Во многих ситуациях конфликт помогает

выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию,

помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т. д.

Конфликт может быть ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ и вести к повышению эффективности

организации. Или он может быть ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫМ и приводит к снижению личной

удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации.

Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им

управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать причины

возникновения конфликтной ситуации.

Существуют четыре основных типа конфликта:

- внутриличностный конфликт,

- межличностный конфликт,

- конфликт между личностью и группой

- межгрупповой конфликт.

ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ — ролевой конфликт, когда к одному человеку

предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть

результат его работы (с одной стороны увеличение выпуска продукции, с

другой – повышение качества путем замедления производственного процесса:

распоряжения, отданные разными руководителями). Например, заведующий секцией

или отделом в универсальном магазине может потребовать, чтобы продавец все

время находился в отделе и предоставлял покупателям информацию и услуги. Позже

заведующий может высказать недовольство тем, что продавец тратит слишком много

времени на покупателей и уделяет мало внимания пополнению отдела товарами. А

продавец воспринимает указания относительно того, что делать и чего не делать —

как несовместимые. В первом случае конфликт возникал в результате

противоречивых требований, предъявляемых к одному и тому же человеку. Во втором

случае причиной конфликта было нарушение принципа единоначалия.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ. Этот тип конфликта, возможно, самый распространенный. В

организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба

руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время

использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, что

поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее начальство выделить

эти ресурсы именно ему, а не другому руководителю. Или представим, что два

художника работают над одной и той же рекламой, но имеют разные точки зрения

относительно способа ее подачи. Каждый старается убедить директора принять его

точку зрения. Аналогичным, только более тонким и длительным, может быть

конфликт между двумя кандидатами на повышение при наличии одной вакансии.

Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей.

Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто

не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей

различаются в корне.

КОНФЛИКТ МЕЖДУ ЛИЧНОСТЬЮ И ГРУППОЙ - если ожидания группы находятся в

противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт.

Например, кто-то захочет заработать побольше, то ли делая сверхурочную

работу, то ли перевыполняя нормы, а группа рассматривает такое «чрезмерное»

усердие как негативное поведение.

Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта

личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. Например, обсуждая

на собрании возможности увеличения объема продаж, большинство будет считать,

что этого можно добиться путем снижения цены. А кто-то один, однако, будет

твердо убежден, что такая тактика приведет к уменьшению прибыли и создаст

мнение, что их продукция по качеству ниже, чем продукция конкурентов. Хотя этот

человек, мнение которого отличается от мнения группы, может принимать к сердцу

интересы компании, его или ее все равно можно рассматривать, как источник

конфликта, потому что он или она идет против мнения группы.

Аналогичный конфликт может возникнуть на почве должностных обязанностей

руководителя: между необходимостью обеспечивать соответствующую

производительность и соблюдать правила и процедуры организации. Руководитель

может быть вынужден предпринимать дисциплинарные меры, которые могут

оказаться непопулярными в глазах подчиненных. Тогда группа может нанести

ответный удар — изменить отношение к руководителю я, возможно, снизить

производительность труда.

МЕЖГРУППОВОЙ КОНФЛИКТ. Организации состоят из множества групп, как

формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими

группами могут возникать конфликты. (разные интересы и цели: отдел маркетинга

ориентирован на покупателя, производственный – на снижение издержек, экономии

на масштабах). Неформальные организации, которые считают, что руководитель

относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться

«рассчитаться» с ним снижением производительности.

К сожалению, частым примером междуппового конфликта служат разногласия между

линейным и штабным персоналом. Штабной персонал обычно более молодой и

образованный, чем линейный, и при общении любит пользоваться техническим

жаргоном. Эти отличия приводят к столкновению между людьми и затруднениям в

общении. Линейные руководители могут отвергать рекомендации штабных

специалистов и выражать недовольство по поводу своей зависимости от них во

всем, что связано с информацией. В экстремальных ситуациях линейные

руководители могут намеренно выбрать такой способ выполнения предложения

специалистов, что вся затея окончится провалом. И все это для того, чтобы

поставить специалистов «на свое место». Штабной персонал, в свою очередь,

может возмущаться, что его представителям не дают возможности самим провести

в жизнь свои решения, и стараться сохранить информационную зависимость от них

линейного персонала. Это — яркие примеры дисфункционального конфликта.

Часто из-за различия целей начинают конфликтовать друг с другом

функциональные группы внутри организации. Например, отдел сбыта, как правило,

ориентирован на покупателя, в то время как производственное подразделение

больше заботится о соотношении затрат и эффективности, а также об экономии на

масштабах . Держать большие товарные запасы, чтобы быстро выполнять заказы,

как предпочитает отдел сбыта, значит увеличивать затраты, а это противоречит

интересам производственных подразделений. Дневная смена медицинского

персонала может обвинить ночную смену в том, что та плохо ухаживает за

больными. В крупных организациях одно подразделение может попытаться

увеличить свою прибыльность, продавая готовую продукцию внешним потребителям

вместо того, чтобы удовлетворить потребности других подразделений компании в

своей продукции по более низкой цене.

Основными причинами конфликта являются ограниченность ресурсов, которые нужно

делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в

представлениях и ценностях, различия в манере поведения, в уровне

образования, а также плохие коммуникации.

Способы управления конфликтной ситуацией можно разделить на две

категории: структурные и межличностные.

ЧЕТЫРЕ СТРУКТУРНЫХ МЕТОДА РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА — это разъяснение требований к

работе, использование координационных и интеграционных механизмов,

установление общеорганизационных комплексных целей и использование системы

вознаграждений.

Одним из лучших методов управления, предотвращающих дисфункциональный конфликт,

разъяснение того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и

подразделения с тем, чтобы подчиненные хорошо поняли,

чего ждут от них в каждой данной ситуации.

Применение координационного механизма (цепи команд), установление

иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие

решений и информационные потоки внутри организации. Если два или

более подчиненных имеют разногласия по какому-то вопросу, конфликта

можно избежать, обратившись к их общему начальнику, предлагая ему принять

решение. В управлении конфликтной ситуацией очень полезны средства

интеграции, которые обсуждались в л. 11 “Построение организаций”, такие как

управленческая иерархия, использование служб, осуществляющих связь между

функциями, межфункциональные группы, целевые группы и межотдельские совещания.

Исследования показали, что организации, которые поддерживали нужный для них

уровень интеграции, добились большей эффективности, чем те, которые не сделали

этого. Например, компания, где назрел конфликт между взаимозависимыми

подразделениями — отделом сбыта и производственным отделом — сумели разрешить

проблему, создав промежуточную службу, координирующую объемы заказов и продаж.

Эта служба осуществляла связь между отделом сбыта и производством и решала

такие вопросы, как требования к сбыту, загрузка производственных мощностей,

ценообразование и графики поставок .

Эффективное осуществление общеорганизационных комплексных целей требует

совместных усилий двух или более сотрудников, групп или отделов. Идея,

которая заложена в эти высшие цели — направить усилия всех участников на

достижение общей цели.

Например, если три смены производственного отдела конфликтуют между собой,

следует сформулировать цели для всего отдела, а не для каждой смены в

отдельности. Аналогичным образом, установление четко сформулированных целей

для всей организации в целом также будет способствовать тому, что

руководители отделов будут принимать решения, благоприятствующие всей

организации, а не только их собственной функциональной области.

Приводя компанию «МакДоналдс» в качестве примера организации,

сформулировавшей комплексные цели для всех сотрудников, профессора Паскаль и

Атос говорят:

«Начиная строить свою империю ресторанов быстрого обслуживания, «МакДонаццо»

направил внимание не только на цены, качество и долю рынка. Руководство

компании считало, что они действительно оказывают услугу американцам, имеющим

ограниченные средства. Эта «социальная миссия» придала больший вес

оперативным целям. Повара и официанты в заведениях, работающих под вывеской

«МакДоналдс», отнеслись к этим целям более высокого порядка как к полезному

приему, помогающему выдержатъ общефирменную строгую систему контроля за

качеством. Соблюдать высокие стандарты было легче, когда они подавались в

контексте помощи обществу».

СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ. Люди, которые вносят свой вклад в

достижение общеорганизационных комплексных целей, помогают другим группам

организации и стараются подойти к решению проблемы комплексно, должны

вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по

службе. Не менее важно, чтобы система вознаграждений не поощряла

неконструктивное поведение отдельных лиц или групп.

Например, если вознаграждать руководителей отделов сбыта только на основании

увеличения объема проданных товаров, то это может вступить в противоречие с

намеченным уровнем получения прибыли. Руководители этих отделов могут

увеличить объемы сбыта, предлагая без всякой надобности большие скидки и, тем

самым, снижая уровень средней прибыли компании. Или может возникнуть конфликт

между отделом сбыта и кредитным отделом фирмы. Стараясь увеличить объем

продаж, отдел сбыта может не уложиться в рамки, установленные отделом

кредитов. Это ведет к сокращению возможностей получения кредитов и,

следовательно, к снижению авторитета кредитного отдела. В такой ситуации

кредитный отдел может усугубить конфликт, не дав согласия на неординарную

операцию и лишая отдел сбыта соответствующих комиссионных.

Известны пять основных МЕЖЛИЧНОСТНЫХ СТИЛЕЙ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ:

уклоние, сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблемы.

УКЛОНЕНИЕ. Этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта.

СГЛАЖИВАНИЕ. Этот стиль характеризуется поведением, которое диктуется

убеждением, что не стоит сердиться, потому что «мы все — одна

счастливая команда, и не следует раскачивать лодку». В результате может

наступить мир, но проблема останется, растет вероятность того, что в

конечном счете произойдет взрыв.

ПРИНУЖДЕНИЕ. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою

точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется

мнением других. Это может вызвать возмущение, особенно у более молодого и более

образованного персонала.

КОМПРОМИСС. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой

стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко

ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму

недоброжелательность и часто даст возможность быстро разрешить конфликт к

удовлетворению обеих сторон. Однако, использование компромисса на ранней

стадии конфликта, возникшего по важному решению может помешать диагнозу

проблемы и сократить время поиска альтернатив.

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ. Данный стиль — признание различия во мнениях и готовность

ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и

найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Разрешение конфликта путем

решения проблемы способствует созданию атмосферы искренности, столь

необходимой для успеха личности и компании в целом.

ПРИРОДА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ИЗМЕРЕНИЙ

Перемены — вопрос, касающийся всех организаций. Большинство компаний и

отделов крупных корпораций приходят к выводу, что они должны проводить

умеренную реорганизацию, по крайней мере, раз в год, и коренную

каждые четыре или пять лет. Перемены (организационные

изменения) внутри организации обычно происходят как реакция на перемены во

внешней среде. Эффективное управление организационными изменениями

являются одной из самых трудных, но и престижных задач для управляющих.

Меры успешного проведения изменений в организации

Лэрри Грейнер разработал модель процесса успешного управления организационными

изменениями. Он представлен на стр.534 (Мескон) и состоит из 6

этапов.

ЭТАП 1. ДАВЛЕНИЕ И ПОБУЖДЕНИЕ. Первый шаг состоит в том, что руководство

должно осознать необходимость изменений. Высшее руководство или другие

руководители, имеющие полномочия принимать и исполнять решения, должны хорошо

чувствовать необходимость перемен и готовиться к их проведению. Это давление

может быть оказано внешними факторами, такими как возросшая конкуренция,

изменения в экономике, или появление новых законодательных актов. Ощущение

необходимости перемен может происходить от изменений внутренних факторов,

таких как снижение производительности, чрезмерно возросшие затраты, большая

текучесть кадров, дисфункциональный конфликт и большое количество жалоб

работников.

ЭТАП 2. ПОСРЕДНИЧЕСТВО И ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ ВНИМАНИЯ. Руководство может не

суметь сделать точный анализ проблем и провести изменения должным образом,

может быть тенденция перекладывания ответственности на кого-то другого

(профсоюз, правительство). Возникает необходимость в посреднических услугах

внешнего консультанта, способного объективно оценить ситуацию. Или можно

привлечь в качестве посредников своих сотрудников, но при условии, что они

могут считаться беспристрастными и выразить мнение, которое вряд ли обрадует

высшее руководство. В любом случае, чтобы это посредничество было

эффективным, оно должно вылиться в изменение ориентации. Ответственные

руководители должны осознать необходимость перемен и истинные причины

возникновения этой необходимости. А это часто подразумевает восприятие новых

точек зрения.

ЭТАП 3. ДИАГНОСТИКА И ОСОЗНАНИЕ. Руководство собирает соответствующую

информацию, определяет истинные причины возникновения проблем, которые

требуют изменения существующего положения. Определение области проблемы ведет

к осознанию конкретных проблем.

ЭТАП 4. НАХОЖДЕНИЕ НОВОГО РЕШЕНИЯ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ.

Руководство ищет способ исправления ситуации. Оно должно заручиться согласием

на проведение нового курса тех, кто отвечает за его выполнение. «Всегда

имеется искушение, особенно для структур власти, применить старые решения к

новым проблемам. Таким образом, возникает необходимость четвертого этапа —

отыскания новых и уникальных решений, которые были бы поддержаны всей

структурой власти».

ЭТАП 5. ЭКСПЕРИМЕНТ И ВЫЯВЛЕНИЕ. Испытание планируемых изменений и выявление

скрытых трудностей, прежде чем новшества внедряются в крупных масштабах.

Корректировка планов с целью добиться их более высокой эффективности.

ЭТАП б. ПОДКРЕПЛЕНИЕ И СОГЛАСИЕ. Здесь необходимо мотивировать людей, чтобы

они приняли эти изменения. Разрешение тем, кто участвует в проведении

изменений, принимать участие в обсуждении того, как происходит этот процесс,

какие возникают проблемы, какие поправки должны быть внесены и т.д.

Сопротивление переменам является неизбежным явлением. Однако, после того,

как руководство решило ввести изменения, сопротивление небходимо преодолеть

. Чтобы справиться с этой часто возникающей проблемой, руководство должно

понять, почему люди не хотят перемен.

Люди сопротивляются переменам по трем основным причинам:

неопределенности (угроза своей защищенности), ощущению потерь (т.е. меньшей

степени удовлетворения какой-либо потребности) и убеждению, что перемены ничего

хорошего не принесут (люди могут думать, что планируемые изменения не решат

проблем, а лишь умножат их число).

Лучшее время для преодоления сопротивления переменам это

период до их возникновения. Руководство должно сознавать большую

вероятность сопротивления и принять меры по его предотвращению.

Некоторые методы, с позволяющие уменьшить или полностью устранить сопротивление.

1. Образование и передача информации (обучение и общение).

Подразумевается открытое обсуждение идей и мероприятий, что поможет сотрудникам

убедиться в необходимости перемен до того, как они будут проведены. Можно

использовать различные методы передачи информации, такие как индивидуальные

беседы, выступления перед группой, меморандумы и доклады.

2. Привлечение подчиненных к принятию решений (участие и вовлечение) дает

возможность некоторым сотрудникам, которые могут оказывать сопротивление

свободно выразить свое отношение к этим новшествам, потенциальным проблемам и

переменам.

3. Облегчение и поддержка (помощь и поддержка) - средства, с помощью

которых сотрудники легче вписываются в новую обстановку. Например, руководитель

может оказать эмоциональную поддержку, т.е. внимательно выслушивать сотрудников

или давать им какое-то время для отдыха после напряженного периода. Возможно

также появится необходимость в дополнительной профессиональной подготовке для

повышения квалификации сотрудников, чтобы они могли справиться с новыми

требованиями.

5. Переговоры и соглашения для обеспечения одобрения новшеств

подразумевают, что согласие сопротивляющихся «покупают» с помощью материальных

стимулов ( предложение более высокой оплаты труда, обещание не увольнять, более

интересной работы и т.д.

6. Кооптация означает предоставление лицу, которое может оказать

или оказывает сопротивление переменам, ведущей роли в принятии решений о

введении новшеств и в их осуществлении. Например, рабочий или небольшая группа

сотрудников, которые скептически настроены по отношению к грядущим новшествам в

машинах и оснастке, могут быть введены в состав комиссии, которая анализирует

применяемую технологию и определяет, какие машины и оснастка должны быть

закуплены.

6. Маневрирование (манипуляция) с целью уменьшения сопротивления

переменам означает выборочное использование информации или составление четкого

графика деятельности и мероприятий, чтобы оказать желаемое воздействие на

подчиненных. Например, один руководитель может попросить другого посмотреть

предложение, поскольку он уже получил «добро» у высшего начальства. Хотя первый

руководитель не получил этого одобрения у руководства корпорацией, он надеется,

что, заручившись согласием различных руководителей своего уровня, он или она

смогут затем заявить высшему руководству: «Мы все согласны с этим предложением,

и нам остается получить лишь ваше согласие».

7. Принуждение есть угроза лишить работы, продвижения, повышения

профессиональной квалификации, повышения заработной платы или назначения на

новую должность с целью получения согласия на перемены.

Каждая тактика (стр.539) имеет свои особые преимущества и недостатки.

Даже в наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации существуют

ситуации и характеристики работы, которые отрицательно воздействуют на

людей и вызывают в них чувство стресса. Чрезмерный стресс может оказаться в

высшей степени разрушительным для индивидуума, а, следовательно, для

организации.

Стресс — обычное и часто встречающееся явление (повышенная

раздражительность, бессонница накануне важных событий, во время экзаменационной

сессии). Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно

чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. «Стресс

— это естественная часть человеческого существования... Мы должны научиться

различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс... нулевой стресс

невозможен» (Карл Альбрехт. Стресс и менеджер. 1978 г.).

Тот тип стресса, который имеет отношение к руководителям, характеризуется

чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением (рис. 18.6.).

Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся

язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце.

Психологические проявления включают раздражительность, потерю апатита,

депрессию и пониженный интерес к межличным и сексуальным отношениям .

Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого

обходится организациям. Как утверждает доктор Альбрехт: «Теперь ясно, что

многие проблемы сотрудников, которые отражаются на деньгах и результатах

работы, так же как и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в

психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на

ведение дела и снижает качество трудовой жизни для большого числа

американских трудящихся».

Причины стресса. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой

и деятельностью организации, или событиями личной жизни индивидуума.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ.

1. Перегрузка или напротив слишком малая рабочая нагрузка.

Возникает беспокойство, фрустрация, а также чувство безнадежности и материальных

потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не

получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует

фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной

системе организации и ощущает себя явно невознагражденным .

2. Конфликт ролей. К работнику предъявляют противоречивые

требования. Продавец может получить указание немедленно реагировать на

просьбы клиентов, но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят,

чтобы он не забывал заполнять полки товаром. Конфликт ролей может также

произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в

служебной иерархии могут дать работнику противоречивые задания. Например,

директор завода может потребовать от начальника цеха максимально увеличить

выпуск продукции, в то время как начальник отдела технического контроля требует

соблюдения стандартов качества. Конфликт ролей может появиться также в

результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной

организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и

беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и

соблюдать требования руководства — с другой.

3. Неопределенность ролей. Работник не уверен в том, что от него

ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут

противоречивыми, но они уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное

представление об ожиданиях руководства — что они должны делать, как они

должны это делать и как их после этого будут оценивать.

4. Неинтересная работа. Индивидуумы, имеющие более интересную

работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим

недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако, взгляды на понятие

«интересная» работа у людей различаются: то, что кажется интересным или скучным

для одного, совсем не обязательно будет интересно другим.

В дополнение к этим факторам стресс может возникнуть в результате

плохих физических условий, в результате неправильного соотношения между

полномочиями и ответственностью, плохих каналов обмена информацией в

организации и необоснованных требований друг к другу.

ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ. (использовать шкалу оценок социальной адаптации, где

отмечено относительное значение стресса). Томас Холме и Ричард Раз,

разработавшие эту шкалу, пришли к выводу, что люди, набравшие более 300 баллов,

почти 80% подвержены риску испытать чрезмерный физиологический или

психологический стресс. Следует отметить, что положительные жизненные

события, например, повышение по службе или значительное увеличение дохода,

также могут вызвать такой же или даже больший стресс, как и отрицательные.

Руководители могут помочь снизить уровень стресса своих сотрудников. Люди,

страдающие от чрезмерного стресса на работе, могут попытаться применить

следующие методы.

1. Разработайте систему приоритетов в своей работе. Оцените свою работу

следующим образом: «должен сделать сегодня», «сделать позднее на этой неделе» и

«сделать, когда будет время».

2. Научитесь говорить «нет», когда достигнете предела, после которого вы

уже не можете взять на себя больше работы. Спросите своего начальника какую

работу вы должны отложить до завершения нового задания.

3. «Наладьте особенно эффективные и надежные отношения с

вашим боссом. Поймите его проблемы и помогите ему понять ваши.

Научите вашего босса уважать ваши приоритеты, вашу рабочую нагрузку

и давать обоснованные поручения».

4. Не соглашайтесь с вашим руководителем или кем-либо, кто

начинает выставлять противоречивые требования (конфликт ролей). Объясните,

что эти требования тянут вас в противоположных направлениях.

5. Сообщите своему руководителю или сотрудникам, когда

вы почувствуете, что ожидания или стандарты оценки не ясны (

неопределенность ролей). Скажите им, что вы несколько не уверены

относительно ряда конкретных, связанных с заданием вопросов и хотели бы иметь

возможность обсудить эти вопросы с ними.

6. Обсудите чувство скуки или отсутствие интереса к работе со своим

руководителем. Еще раз учтите, не следует становиться в положение жалующегося

. Объясните, что вы сторонник выполнения требующей отдачи сил работы и хотели бы

иметь возможность принять участие в других видах деятельности.

7. «Найдите каждый день время для отключения и отдыха: полностью

расслабьтесь и выбросите работу из головы. Обратитесь к приятным мыслям или

образам, чтобы освежить мозг... Уходите время от времени из конторы, чтобы

сменить обстановку или ход мыслей. Не обедайте там и не задерживайтесь подолгу

после того, как вам следовало бы уже идти домой или заняться другой работой».

К другим факторам, связанным с понижением вероятности стресса,

относятся соблюдение надлежащего режима питания, поддержание себя в форме с

помощью физических упражнений и достижение общего равновесия в жизни.

Чтобы управлять другими, достигая при этом высокой производительности

труда и низкого уровня стресса, мы предлагаем следующее.

1. Оцените способности, потребности и склонности ваших работников и

попытайтесь выбрать объем и тип работы для них, соответствующие

этим факторам. Как только они продемонстрируют успешные результаты при

выполнении этих заданий, повысьте им рабочую нагрузку, если они того

желают. В подходящих случаях делегируйте полномочия и ответственность.

2. Разрешайте вашим работникам отказываться от выполнения какого-либо

задания, если у них есть для этого достаточные основания. Если

необходимо, чтобы они выполнили это задание, объясните, почему это нужно, и

установите приоритеты в их работе, чтобы дать им необходимое время и

ресурсы для выполнения дополнительного задания.

3. Четко опишите конкретные зоны полномочий, ответственности и

производственных ожиданий. Используйте двустороннюю коммуникацию и

информацию своих подчиненных.

4. Используйте стиль лидерства, соответствующий требованиям данной ситуации.

5. Обеспечьте надлежащее вознаграждение за эффективную работу.

6. Выступайте в роли наставника по отношению к вашим подчиненным,

развивая их способности и обсуждая с ними сложные вопросы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ