Программа по Технологии
Программа по Технологии
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРОГРАММЫ
средних общеобразовательных учреждений
Трудовое обучение
ТЕХНОЛОГИЯ
1—4 классы
5—11 классы
Рекомендовано
Главным управлением
развития общего среднего образования
Министерства образования
Российской Федерации
Москва "Просвещение" 1996
Экспериментальная программа подготовлена
временным научным коллективом «Технология».
Научные руководители:
Ю. Л. Хотунцев – докт. физ. - мат. наук, проф. МПГУ; В. Д. Симоменко — член-
корр. РАО, докт. пед. наук, проф. Брянского ГПИ.
4104010000-395
П ——————— инф. п. мо рф
103 (03)—96
Министерство образования РФ, 1996
СОДЕРЖАНИЕ
Общая пояснительная записка 4
Разделы программы -
Культура дома, технология обработки материалов и элементы
техники в начальных классах (И. И. Колесниченко,
И. А. Буденная, Е. А. Лутцева, Л. В. Степанова) 15
Технология обработки конструкционных материалов с
элементами машиноведения (Б. И. Орлов) 49
Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых
продуктов. (О. А. Кожина) 78
Художественная обработка материалов (Б. И. Орлов,
К. А. Скворцов. О. А. Кожина) 131
Строительные ремонтно-отделочные работы (А. Л. Рубач) 150
Электрорадиотехнология (М. А. Ушаков, Ю. Л. Хотунцев,
Б. В. Калинин) 154
Информационные технологии (А. Н. Аблин, А. О. Богданов.
Г. С. Гринберг, Ю. Л. Хотунцев) 174
Графика (А. А. Павлова. В. Д. Симоненко) 186
Техническое творчество (В. П. Овечкин) 207
Введение в художественное конструирование
(К. А. Скворцов) 217
Отрасли общественного производства и профессиональное
самоопределение (В. Д. Симоненко) 222
Производство и окружающая среда (Ю. Л. Хотунцев) 226
Элементы домашней экономики и основы предпринима-
тельства (В. Д. Симоненко) 230
Проект в школьном курсе «Технология» (Ю. Л. Хотунцев,
В. Д. Симоненко. О. А. Кожина. Б. И. Орлов) 237
Общая пояснительная записка
Важность привития молодежи технологической культуры в настоящее время
признается во всем мире. ЮНЕСКО разработана программа «2000+»
(Международный проект по научной и технологической грамотности для всех).
В связи с этим в базисный учебный план (в инвариантную часть)
общеобразовательных учебных заведений России, утвержденный Министерством
образования Российской Федерации в 1993 г., включена новая образовательная
область «Технология».
Как известно, технология определяется как наука о преобразовании и
использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану
человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника)
преобразования и использования указанных объектов. В школе «Технология» –
интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из
математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в
промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других,
направлениях деятельности человека. Предусматривается изучение этой области
с 1 по XI класс (см. учебный план) в объеме 808 ч.
Структурная модель обучения включает в себя базовое (инвариантное)
содержание и дополнительные курсы допрофессиональной и профессиональной
подготовки. Под базовым содержанием понимается минимальный объем знаний и
умений, которые должны быть сформированы у всех учащихся
общеобразовательных учебных заведений всех типов в пределах времени,
отводимого на изучение образовательной области «Технология» в инвариантной
части базисного учебного плана. Углубленное изучение разделов «Технологии»
и профессиональная подготовка школьников могут осуществляться в рамках
часов вариативной и факультативной частей учебного плана.
Изучение новой интегративной образовательной области «Технология»,
включающей базовые (т. е. наиболее распространенные и перспективные)
технологии и предусматривающей творческое развитие учащихся в рамках
системы проектов под руководством специально подготовленных учителей и при
наличии адекватной учебно-материальной базы, позволит молодежи приобрести
общетрудовые и частично специальные знания и умения, а также обеспечит ей
интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию
к социально-экономическим условиям. Данные цели могут быть достигнуты,
если необходимое внимание будет уделено политехническому, экономическому
и экологическому аспектам деятельности, ознакомлению с информационными и
высокими технологиями, качественному выполнению работ и готовности к
самообразованию, восстановлению и сохранению традиций семьи, национальных и
региональных традиций и общечеловеческих ценностей.
Цель нового учебного предмета
Главная цель образовательной области «Технология» – подготовка учащихся к
самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
Это предполагает:
I. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно
действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для
деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от
определения потребностей в продукции до ее реализации.
Для этого учащиеся должны быть способны:
а) определять потребности в той или иной продукции и возможности своего
участия в ее производстве;
б) находить и использовать необходимую информацию;
в) выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка конструкции и
выбор технологии);
г) планировать, организовывать и выполнять работу (наладка оборудования,
операторская деятельность);
д) оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою
деятельность и выявлять условия реализации продукции.
II. Формирование знаний и умений использовать средства и пути
преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский
продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора.
III. Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению
в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных
целей.
IV. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению
трудовой деятельности.
V. Развитие разносторонних качеств личности и способности
профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.
Задачи нового учебного предмета
В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены
следующие задачи
а) формирование политехнических знаний и экологической культуры,
б) привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и
расчету бюджета семьи,
в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг.
г) развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и
изобретательские задачи;
д) обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира
профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального
самоопределения;
е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и
милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности,
патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и
маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и
услуг;
з) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и
оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного
искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие
эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.
Базовое содержание нового учебного предмета учитывает имеющийся в нашей
стране опыт, материальное и кадровое обеспечение трудового обучения в
школе, зарубежный опыт преподавания предмета «Технология» и других
родственных дисциплин, а также достижения научно-технической революции.
Для решения этих задач в содержании предмета «Технология» можно выделить
10 основных разделов:
1. Технология обработки конструкционных материалов и элементы
машиноведения.
2.Электрорадиотехнология (электротехника, радиоэлектроника, автоматика,
цифровая электроника, робототехника, высокие технологии – использование ЭВМ
в управлении технологическими процессами).
3.Информационные технологии – использование ПЭВМ для решения практических
задач.
4.Графика (технический рисунок, черчение, оформительско-дизайнерские
работы).
5. Культура дома*, технологии обработки ткани и пищевых продуктов.
6. Строительные ремонтно-отделочные работы.
7. Художественная обработка материалов, техническое творчество, основы
художественного конструирования.
8. Отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение.
9. Производство и окружающая среда.
10 Элементы домашней экономики и основы предпринимательства.
При изучении всех разделов следует подчеркивать, что человек в своей
деятельности постоянно собирает, анализирует, хранит и использует различную
информацию, которую он получает из бесед, опросов, книг, газет,
справочников, журналов, с помощью вычислительной техники.
Помимо выделения вопросов графики, дизайна, экологии, экономики,
информационных технологий и профориентации в самостоятельные разделы, они
должны рассматриваться и при изучении каждого отдельного раздела.
Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую
деятельность – овладение общетрудовыми умениями и навыками.
Наряду с традиционными методами обучения рекомендуется применять метод
проектов и кооперированную деятельность учащихся.
В течение всего периода обучения «Технологии» каждый; учащийся выполняет
10 проектов (по одному в год, начиная со II класса). Под проектом
понимается творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным
возможностям учащегося. Важно, чтобы при выполнении проектов, начиная c
младших классов, школьники участвовали в выявлении потребностей семьи,
школы, общества в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся
технических возможностей и экономической целесообразности выдвижении идей
разработки конструкции и технологии изготовления продукции (изделия), ее
осуществлении и оценки, в том числе возможностей реализации.
Большое внимание в программе уделяется информационным технологиям. На их
изучение с использованием персональных ЭВМ как инструмента при решении
практических задач выделяются учебные четверти во II, VIII, X, XI классах;
а также 6 ч в V классе. Эти занятия должны проводиться в дисплейном классе.
В V классе овладение информационными технологиями и ПЭВМ осуществляется в
начале учебного года либо в течение всего года. С помощью ПЭВМ
целесообразно проводить изучение разделов «Технология обработки
конструкционных материалов с элементами машиноведения», «Культура дома,
технологии обработки ткани и пищевых продуктов», а также профориентационное
тестирование учащихся, деловые игры по экономике, моделировать
экологические ситуации.
При отсутствии в школе необходимой вычислительной техники изучение
информационных технологий можно заменить художественной обработкой
материалов или выполнением учебных проектов.
Приведенные далее программы различных разделов образовательной области
«Технология» рассчитаны на городские школы. Рассмотренное в данной работе
базовое содержание предмета «Технология» содержит федеральный компонент,
который необходимо изучать в инвариантной части базисного учебного плана.
Выбор практических работ должен учитывать региональный фактор и имеющиеся
для обработки материалы.
В вариативной и факультативной частях учебного плана ряд часов может быть
выделен на изучение других жизненно важных направлений допрофессиональной и
профессиональной подготовки (табл. 1).
Для реализации дифференцированного обучения и обеспечения возможности
самореализации учащихся предусмотрены два варианта примерного планирования
часов: вариант I – с преобладанием технологии обработки конструкционных
материалов и электрорадиотехнологии; вариант II – с преобладанием разделов
«Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов».
Предполагается, что занятия по новому предмету «Технология» будут вести
как минимум два учителя: один по технологии обработки конструкционных
материалов, электрорадиотехнологии, техническому творчеству, строительным
ремонтно-отделочным работам, другой – по культуре дома, технологии
обработки ткани и пищевых продуктов, технологии для начальных классов. Оба
учителя могут вести занятия по графике. информационным технологиям,
элементам домашней, экономики, и основам предпринимательства, по разделу
«Производство и окружающая среда» основам художественного, конструирования
и профессиональному самоопределению.
С 1995г. в соответствии с новыми программами возможна реализация.
следующих разделов- на имеющейся в школах материальной базе:
в начальной школе: технология обработки материалов (природных, бумаги,
проволоки...), культура дома (правила поведения, сервировка стола), уход за
домом (уборка, мытье посуды, уход за домашними растениями и. т. д.),
информационные технологии, (обучающие, игры на ПЭВМ при наличии дисплейного
класса), выполнение творческих работ – проектов. Для реализации, модуля
«электротехника» нужны простейшие электроконструкторы, для модуля «элементы
техники – механические, конструкторы;
в средней школе: технология обработки конструкционных материалов и
элементы машиноведения, культура дома, технологии обработки ткани и пищевых
продуктов, художественная обработка материалов, строительные и ремонтно-
отделочные работы, информационные технологии (при наличии дисплейного
класса), выполнение проектов;
в старших классах: домашняя экономика и основы предпринимательства,
производство и окружающая среда, общественное производство и
профессиональное самоопределение, информационные технологии (при наличии
дисплейного класса, художественная обработка материалов, техническое
творчество, введение в художественное конструирование (по выбору),
выполнение проектов.
Специальная материальная база нужна для изучения радиоэлектроники в IV и
IX классах, электротехники в VIII классе, автоматики и цифровой электроники
в IX классе. Для преподавания этих модулей целесообразно использовать
оборудование школьного физического кабинета.
Таблица 1
Структурная модель изучения учащимися I—XI классов
общеобразовательных школ образовательной области «Технология»
|Базовый инвариантный |Дополнительные |
|курс — минимальный |вариативные курсы |
|стандарт |допрофессиональной и |
| |профессиональной |
| |подготовки |
|Технология обработки |Художественный труд |
|конструкционных |Домоводство (для |
|материалов и элементы |девушек) Домоводство |
|машиноведения; |(для юношей) |
|электрорадиотехнология; |Хозяйка дома |
|информационные |Хозяин дома |
|технологии; |Технология |
|графика; |деревообработки |
|культура дома, |Технология обработки |
|технологии обработки |ткани Технология |
|ткани и пищевых |обработки пищевых |
|продуктов; строительные |продуктов |
|ремонтно-отделочные |Технология обработки, |
|работы; |металлов |
|общественное |Электромонтажные работы|
|производство и | |
|профессиональное |Ремонтно-строительные |
|самоопределение; |работы Художественное |
|производство и |конструирование |
|окружающая среда; |Художественно-оформител|
|домашняя экономика и |ьские работы |
|основы |Технология изготовления|
|предпринимательства; |продуктов |
|техническое творчество; |растениеводства |
|художественная обработка|Технология изготовления|
|материалов; введение в |продуктов |
|художественное |животноводства |
|конструирование. |Строительные работы |
|Теоретическое изучение —|Робототехника |
|до 30% учебного времени;|Техника в быту |
| |Радиотехника |
|практические и |Предпринимательство |
|лабораторные работы — |Автомобиль |
|70%, индивидуальные |Техника в фермерском |
|творческие проекты (10, |хозяйстве Домашняя |
|начиная со II класса) |экономика |
| |Народные ремесла и |
| |промыслы |
| |Декоративно-прикладное |
| |и техническое |
| |творчество |
| |Курсы профессиональной |
| |подготовки и др. |
Таблица
2
Примерное планирование часов
|Класс |Часов |Недель |Часы |Содержание раздела |Часы в четверти |
| |в |в |в год |. | |
| |неделю|четверт| | | |
| | |и | | | |
| | | | | | |
| | | | | |общие |варианты |
| | | | | | |I |II |
|1 |2 |9 | |Культура дома |18 | | |
| |2 |7 |66 | | | | |
| |2 |10 | |Технология обработки |48 | | |
| | | | |материалов и элементы | | | |
| |2 |7 | |машиноведения | | | |
|2 |2 |9 | |Культура дома |18 | | |
| |2 |7 |66 |Информационные |14 | | |
| |2 |10 | |технологии Обработка |20 | | |
| | | | |материалов и элементы | | | |
| |2 |7 | |техники |14 | | |
| | | | |Проект | | | |
|3 |2 |9 | |Культура дома |18 | | |
| |2 |7 |66 |Электротехника |14 | | |
| |2 |10 | |Обработка материалов и|20 | | |
| | | | |элементы техники | | | |
| |2 |7 | |Проект |14 | | |
|4 |2 |9 | |Культура дома |18 | | |
| |2 |7 |66 |Радиоэлектроника |14 | | |
| |2 |10 | |Обработка материалов и|20 | | |
| | | | |элементы техники | | | |
| |2 |7 | |Проект |14 | | |
|5 |2 |9 | |Информационные |6 | | |
| | | | |технологии | |12 |12 |
| |2 |7 |68 |Культура дома | |34 | |
| | | | |Технология обработки | | | |
| | | | |конструкционных | | | |
| | | | |материалов с | | | |
| |2 |10 | |элементами | | |34 |
| | | | |машиноведения (2, 3 | | | |
| |2 |8 | |четв.) | |16 |16 |
| | | | |Культура дома, | | | |
| | | | |технология обработки | | | |
| | | | |ткани и пищевых | | | |
| | | | |продуктов | | | |
| | | | |Проект | | | |
|6 |2 |9 |68 |Строительные | |18 | |
| | | | |ремонтно-отделочные, | | | |
| |2 |7 | |работы* | |34 | |
| | | | |Технология обработки | | | |
| | | | |конструкционных | | | |
| | | | |материалов с | | | |
| |2 |10 | |элементами | | |52 |
| | | | |машиноведения (2, 3 | | | |
| | | | |четв.) | | | |
| |2 |8 | |Культура дома. | |16 |16 |
| | | | |технологии обработки | | | |
| | | | |ткани и пищевых | | | |
| | | | |продуктов (1,2. 3 | | | |
| | | | |четв.) | | | |
| | | | |Проект | | | |
|7 |2 |7 |68 |Технология обработки | |34 | |
| | | | |конструкционных | | | |
| | | | |материалов с | | | |
| |2 |7 |68 |элементами | | |52 |
| | | | |машиноведения (1,2 | | | |
| |2 |10 | |четв.) | |18 | |
| | | | |Культура дома, | | | |
| |2 |8 | |технологий обработки | |16 |16 |
| | | | |ткани и пищевых | | | |
| | | | |продуктов | | | |
| | | | |Художественная | | | |
| | | | |обработка материалов | | | |
| | | | |Проект | | | |
Пр
од
ол
же
ни
е
|Класс |Часов |Недель |Часы в |Содержание раздела |Часы в четверти |
| |в |в |год | | |
| |неделю|четверт| | | |
| | |и | | | |
| | | | | |общие |Варианты |
| | | | | | |1 |II |
|8 |2 |9 | |Домашняя экономика и |18 | | |
| | | | |основы | | | |
| |2 |7 |68 |предпринимательства |14 | | |
| | | | |Информационные | | | |
| |2 |10 | |технологии (игра | |20 | |
| | | | |«Предприятие») | | |20 |
| |2 |8 | |Электротехника | |16 |16 |
| |1 | |34 |Художественная |34 | | |
| | | | |обработка материалов | | | |
| | | | |Проект | | | |
| | | | |Графика | | | |
|9 |2 |9 | |Радиоэлектроника | |18 | |
| | | | |Электротехник», | | |18 |
| |2 |7 |68 |радиоэлектроника | |14 |14 |
| |2 |10 | |Автоматика, цифровая |20 | | |
| |2 |8 | |электроника | |16 |16 |
| |1 | |34 |Профессиональное |34 | | |
| | | | |самоопределение Проект| | | |
| | | | | | | | |
| | | | |Графика, | | | |
|10 |2 |9 |68 |Основы |18 | | |
| |2 |7 | |предпринимательства |14 | | |
| | | | |Информационные | | | |
| |2 |10 | |технологии (машинное |20 | | |
| | | | |делопроизводство) | | | |
| | | | |Техническое творчество,| | | |
| |2 |8 | |основы художественного |16 | | |
| | | | |конструирования (по | | | |
| | | | |выбору) | | | |
| | | | |Проект | | | |
|11 |2 |9 |68 |Производство я |18 | | |
| |2 |7 | |окружающая среда |14 | | |
| | | | |Информационные | | | |
| |2 |10 | |технологии (компьютеры |20 | | |
| | | | |в современном мире) | | | |
| | | | |Техническое творчества,| | | |
| |2 |8 | |основы художественного |16 | | |
| | | | |конструирования (по | | | |
| | | | |выбору). | | | |
| | | | |Проект | | | |
|Итого |808 | |
Примечание.
Предлагается два варианта изучения элементов техники: а) как в таблице –
для школ, где есть условия для изучения модуля «Электротехника»,
«Радиоэлектроника», «Информационные технологии»; б) традиционно, как
раскрыто содержание раздела «Элементы техники».
КУЛЬТУРА ДОМА, ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ И
ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В I—IV классах осуществляется начальный этап профессионального
самоопределения учащихся, в ходе которого они знакомятся с миром труда и
профессий, получают первоначальную общетрудовую подготовку и элементарные
навыки труда и быту. На этом этапе закладывается база для изучения на
следующей ступени трудового обучения общих основ производства и будущего
выбора профессиональной карьеры в условиях рынка труда.
Программа раздела направлена на решение следующих задач:
формирование элементов обобщенных технико-технологических и
организационно-экономических знаний;
формирование начальных общетрудовых и специальных умений (преимущественно
ручного труда), основ трудовой и экологической культуры, умений кооперации
и сотрудничества в трудовом процессе;
развитие творческих возможностей учащихся, элементов технического
мышления, конструкторских способностей;
формирование позитивного эмоционально окрашенного отношения к труду как
личной и общественной ценности, воспитание честности, порядочности,
ответственности, самостоятельности, инициативности, деловитости и
предприимчивости.
Перечисленные задачи решаются в комплексе во время бесед, наблюдений,
опытов, упражнений, выполнения практических заданий по изготовлению
изделий.
Программа включает в себя вариативный набор содержания и форм подготовки
младших школьников к труду и строится по модульному принципу, благодаря
чему обеспечивается интеграция различных видов деятельности, необходимых
для достижения учащимися целей обучения. Каждый из предложенных модулей,
как независимая единица содержания, представляет собой технологический
процесс обработки определенного материала либо группу работ, которые
объединены смысловым и логическим единством и направлены на достижение
комплексов дидактической цели.
В структуре модуля представлены все элементы содержания обучения (знания,
умения, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного
отношения к миру) по взаимосвязи со средствами их реализации Модулем
охвачены основные стороны современного производства (техника, технология,
экономика и организация) во взаимосвязи с природными (экологическими) и
социальными факторами трудовой деятельности.
При изучении всех модулей особой внимание уделяется их политехническому
содержанию.
Содержательной основой программы являются первоначальные знания о
технологии ручной обработки материалов, простейших технических устройствах,
выращивании растений, санитарном состоянии современного жилища.
Один из важнейших модулей программы – раздел «Культура дома». С I класса
предполагается ввести в этот раздел сведения об этикете: правила поведения
в семье, отношения с родственниками различного возраста, поведение за
столом (назначение и использование по назначению посуды и приборов),
сервировка стола для чая, кофе, завтрака и т. п., простейшая уборка своей
комнаты, кухни. Изучение этого раздела предполагается осуществлять,
организуя игровую деятельность детей (игровые ситуации, игры-драматизации,
сюжетно-ролевые игры), проведение которых может быть запланировано как на
уроке, так и во внеурочное время, а оборудование изготовлено на уроке. В
рамках именно этого модуля предполагается изучение простейших приемов
выращивания растений для дома, которое направлено на развитие чувства
прекрасного, способствует ознакомлению с элементами дизайна в оформлении
дома и квартиры.
При изучении элементов техники осуществляется формирование у учащихся
представлений о назначении, видах и общем устройстве различных
инструментов, технических объектов, изделий, о принципах их работы,
областях применения, овладение элементами графической грамоты – «языком
техники», умением анализа и совершенствования конструкции в зависимости от
назначения и принципа работы, развитие конструкторских, умений. В процессе
создания макетов и моделей из различных наборов деталей, при их
использовании в играх-драматизациях, различных игровых ситуациях и т. п.
происходит ознакомление учащихся с многообразием современного мира техники
и развитие их технических способностей.
В III и IV классах учащиеся, если позволяют условия школы, изучают основы
электротехники, радиоэлектроники, информационных технологий, которые вводят
их в современный мир и помогают адаптироваться в нем.
Изучение элементов технологии направлено на выявление общих
закономерностей изготовления изделий из различных материалов. Любой
технологический процесс включает в себя следующие этапы: получение
заготовки, ее обработка с целью получения деталей (формирование), сборка
деталей, отделка изделия. На первом этапе учащиеся выбирают материалы и
выполняют обработочные операции: разметку, сгибание, резание, строгание,
шлифование и т. д. Сборочный этап предусматривает соединение отдельных
деталей изделия различными способами: склеиванием, сшиванием, «замками»
(щелевой, клапаны), с помощью винтов и гаек и др. Изделия отделывают
аппликацией, окрашиванием, вышивкой, выжиганием и т. д. Особое внимание
уделяется формированию умений анализа технологии и выполнения
технологические операций при изготовлении изделий.
Ознакомление с элементами организации и экономики призвано раскрыть
учащимся организационно-экономические закономерности производственной
деятельности, позволяющие создать наиболее рациональные условия труда. Сюда
входят организация рабочего места и трудового процесса, распределение
трудовых функций в группе, умение планировать предстоящую работу, расчет
необходимых материалов и времени, выбор инструментов, приспособлений,
рациональных приемов работы, умение контролировать, учитывать и оценивать
проделанную работу по Количеству и качеству и т. д.
Программа предусматривает включение детей в простейшие производственные
отношения при групповых формах организации труда, что обеспечивает
возможность моделирования реальной экономической деятельности, элементов
управления. На уроках, в процессе экскурсий, просмотра диафильмов младшие
школьники узнают о различных профессиях. Учитель последовательно знакомит
учащихся с правилами безопасной работы инструментами и санитарно-
гигиеническими требованиями к организации труда.
В каждом из классов запланировано время на выполнение проекта (4-я
четверть), позволяющего на практике реализовать полученные знания и умения.
Это могут быть коллективные проекты («Город будущего», «Улица моей мечты»,
«Город мастеров», «В гостях у сказки» и т. п.) или индивидуальные. В ходе
реализации проекта надо самостоятельно разрабатывать тему (выбирать тему,
собирать информацию, планировать трудовую и организационно-игровую
деятельность, оформлять игровую среду) и защищать ее в виде игры-
драматизации. В классе может проводиться работа как над одним, так и над
двумя-тремя проектам» (по усмотрению учителя).
В основу содержания каждого модуля положена определенная
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|