Рефераты
 

Программа по Технологии

(реклама, техника).

2. «Основные линии чертежа» (бумага чертежная);

Содержание работы: а) вычертите (в соответствии с правилами ЕСКД) все

основные виды линий чертежа;

б) выполните чертеж «плоской» детали, содержащий основные виды линий

чертежа. Этой «плоской» деталью может быть стилизованная игрушка

техническое изделие, произведение (несложное) декоративно-прикладного

искусства (ДПИ) и т. п.;

в) смоделируйте из проволоки, контур «плоской» детали.

3. «Аксонометрия» (бумага чертежная).

Содержание работы: выполните косоугольную фронтальную диметрическую и

прямоугольную изометрическую проекции изделия с натуры (с необходимым

уменьшением в 5, 10, 15. 20, ... раз) или по его рисунку (с размерами). В

качестве изделий можно предложить стол, стул, шкаф и т. п. знакомые вещи (с

упрощением их форм). На горизонтальной плоскости изделия изобразите круг

(круглая салфетка на столе, рисунок круга на сидении стула и т. п.).

4. «Технический рисунок» (бумага чертежная).

Содержание работы: а) закончите заданный технический рисунок изделия;

б) выполните технический рисунок геометрических тел (отдельные цилиндры и

призмы, а также их простейшие композиции) с передачей объема посредством

линейной штриховки; одно тело нарисуйте с выделением фактуры материала

(например, древесины); рисунки выполняйте на базе аксонометрических и

перспективных проекций.

5. «Геометрические построения» (бумага чертежная). Выполните простые

геометрические построения и сопряжения. В качестве объектов изображений

могут быть изделия (упрощенные) ДПИ, дерево- и металлообрабатывающие

инструменты и приспособления, несложные (но красивые) изделия из древесины,

пластмассы и металла, которые можно изготовить в школьной мастерской силами

учащегося.

6. «Комплексный чертеж» (бумага в клетку и чертежная).

Содержание работы: а) постройте третью проекцию по двум заданным;

б) постройте основные виды предмета по его аксонометрическому

изображению;

в) выполните технический рисунок предмета и его модель по комплексному

чертежу;

г) выполните комплексный чертеж предмета с натуры.

7. «Эскизирование» (бумага в клетку).

Содержание работы: а) выполните эскиз предмета с натуры;

б) выполните эскиз предмета по техническому рисунку (с указанными

размерами) или по аксонометрическому изображению.

8. «Развертки».

Выполните изделие в материале по его развертке. В качестве изделий' могут

быть даны многогранники. Склейте изделие по швам (наиболее рационально),

раскрасьте и назовите его.

9. «Занимательная графика».

Решите занимательные задачи с использованием элементов творчества

(учебного), эвристики и изобретательства – на базе геометрических эффектов

в несложных приборах и конструкциях (оптических, механических...).

10. «Проект на плакате».

Выполните плакат по теме проекта (учебно-исследовательского характера),

предложенной учителем или самим учеником (при одобрении учителя), например

«Преобразование кубика». На плакате представьте в наглядной, четкой форме,

как исходный объект – кубик (например, из древесины), преобразовать в

требуемое на выходе изделие. При этом желательно показать обрабатывающий

инструмент. Возможна разработка нескольких путей достижения цели, анализ

этих путей и выбор оптимального варианта.

IX класс

11. «Пересечение фигур» (бумага чертежная). Постройте линии пересечения

поверхностей двух геометрических тел.

12. «Сечения» (бумага в клетку).

Содержание работы.

а) выполните эскиз детали с построением сечения (с натуры, по

комплексному чертежу; по аксонометрической проекции);

б) изготовьте модель формы изделия по заданным сечениям (детали типа ось,

валик и т. п.).

13. «Разрезы» (бумага в клетку или чертежная).

Выполните чертеж (эскиз) детали с натуры с построением необходимых (или

полезных) разрезов.

14. «Чертеж (эскиз) резьбового соединения» (бумага чертежная или в

клетку).

Выберите тип резьбового соединения с натуры (откорректировав на чертеже

все необходимые размеры по ГОСТу). Например, крепление ручки к двери.

15. «Эскиз технической детали» (бумага в клетку). Для эскизирования

возьмите техническую.ддеталь с резьбой средней сложности. При простановке

размеров учитывайте технологию изготовления этой детали.

16. «Чтение и деталирование чертежа общего вида» (бумага чертежная и в

клетку).

Выполните комплексные чертежи (эскизы) двух-трех деталей средней

сложности, входящих в сборочную единицу «Кран газовый», «Тиски трубные»,

«Домкрат автомобильный», и т. п. Для одной детали выполните технический

рисунок.

17. «Схемы» (бумага чертежная или в клетку). Вычертите кинематическую и

электрическую принципиальную схему несложного изделия (типа

электромеханической игрушки).

18. «Мой дом» (бумага чертежная, или в клетку).

Выполните план своей комнаты (имеющийся или проектируемой) с расстановкой

мебели (указав основные размеры).

Используйте макеты (можно изготовить их самостоятельно) выберите наиболее

оптимальный вариант интерьера.

19. Контрольная работа (бумага чертежная или в клетку).

Выполните чертеж детали средней сложности по чертежу общего вида.

20. «Проект на плакате».

Выполните плакат по теме проекта (учебно-творческого характера),

выбранной учащимся. Примерные темы проекта: «Усовершенствование формы

приспособления для инструмента для работы в школьной мастерской»;

«Оформление малых архитектурных форм и конструирование их узлов» (лестница,

фонтан, ограда...); «Проектирование детской площадки»; «Конструирование

крепления для установки елки»; «Разработка фасада садового домика» (по

известным размерам) и т. д. Желательно, чтобы тема проекта была выбрана в

начале учебного года. В процессе работы над проектом рекомендуется активно

использовать эскизы, схемы, символы, технический рисунок в цвете,

техническую иллюстрацию и комплексные чертежи.

Вариативная часть «Машинная графика»

Тематический план (1 ч в неделю, всего 34 ч)

|№ |Тема |Количест|Примечание |

|п./| |во | |

|п. | |учебных | |

| | |часов | |

|1 |Введение |2 |Основная задача – |

| | | |приобщить (поддержать, |

| | | |развить) интерес к |

|2 |Технические |6 |компьютерной графике. |

| |средства машинной| |На уровне знакомства |

|3 |графики |12 | |

|4 |Графические | |Один из наиболее |

| |редакторы |12 |простейших редакторов. |

| |Программное | |На базе простейших |

|5 |обеспечение |2 |алгоритмических языков. |

| |машинной графики | |Выставка работ учащихся |

| | | |и их обсуждение. |

| | | | |

| |Обобщение знаний | | |

ПРОГРАММА

1. Введение (2ч)

Что такое машинная графика? Краткая история механизации и автоматизации

графических операций. Применение машинной графики в технике, науке,

искусстве, в учебном процессе – яркие, интересные примеры и иллюстрации.

Перспективы использования машинной графики в различных сферах деятельности

человека.

2. Технические средства машинной графики (6 ч)

Графический вывод. Печатающее устройство, арифметическое печатающее

устройство (АПУ). Графопостроители (плоттеры) – планшетные и барабанные.

Основные части графопостроителей. Главные характеристики: точность и

скорость вычерчивания, четкость, контрастность и размер изображения.

Матричные печатающие устройства. Дисплеи. Электронно-лучевые трубки (ЭЛТ).

Графические дисплеи. Основные параметры дисплеев и их характеристики

Оптические фотозаписывающие устройства.

Графический ввод Функциональная клавиатура «Световое перо», «мышь»,

джойстик – основные принципы работы. Считывание информации на кодировочных

планшетах.

Основные правила работы с ПЭВМ в режиме графики

3. Графические редакторы (12 ч)

Знакомство с графическим редактором (например, PAINTBRUSH) Вход в

редактор, начало рисования, проба пера, генерация рисунка, запись картинки

на диск. Выход из редактора.

Инструменты редактора. Меню. Раскраска рисунка. Работа с фрагментами, их

копирование и Перемещение; запись и чтение.

Графические примитивы. Оформление текста. Выбор типа и размера шрифта.

Работа с символами.

Изменение масштаба. Редактирование рисунка. Удаление с экрана и

восстановление управляющих полей. Выбор кисти и толщины линии. Сохранение и

установка режимов работы редактора.

Работа с палитрой. Цветовые эффекты. Редактирование цвета или узора.

Запись палитры на диск и считывание, с диска. Подбор оттенков и

использование полутонов. Вывод картинки на принтер.

Понятие о графическом обеспечении в системах автоматизированного

проектирования, (САПР).

Понятие об автоматизированных обучающих системах (АОС); примеры обучающих

и контролирующих программ, в системе АОС.

4. Программное обеспечение машинной графики (12 ч)

Языки и команды. Понятие об алгоритмических графических языках (последние

версии языков Бейсик, Паскаль и др.). Правила кодирования графической

информации в системах машинной, графики. Графический вывод простейших

геометрических элементов, (примитивов). Основные управляющие команды.

Простейшие фигуры. Генерация на экране ПЭВМ ломаных линий,

прямоугольников. эллипсов н плоских геометрических фигур, составленных из

них. Закрашивание областей. Построение обводов я контуров технических

деталей и художественных изделий. Сопряжения и лекальные кривые.

Преобразования. Примеры использования простейших преобразований на

плоскости: гомотетия (масштабирование), перенос, симметрия, поворот,

инверсия. Построение с помощью преобразований узоров, орнаментов, обводов и

контуров различных изделий.

5. Обобщение знаний (2 ч)

Общий обзор пройденного материала. Просмотр работ учащихся на экранах

дисплеев ПЭВМ. Анализ и оценка работ. Выставка работ учащихся, выведенных

на твердый носитель; их анализ и оценка.

Примерный перечень индивидуальных графических работ по машинной графике

1. Шрифт и шрифтовая композиция, выполненная с использованием

графического редактора.

2. Произвольная композиция в цвете, выполненная на базе меню графического

редактора.

3. Геометрические узоры и орнаменты, выполненные: а) на базе примитивов

графического редактора; б) средствами псевдографики, в) программными

средствами.

4. Линии чертежа.

5. Чертежи стандартных деталей (гайки, болты и др.).

6. Условные графические обозначения на электрических схемах;

электрические принципиальные схемы простейших изделий (например,

электронных игрушек).

7. Условные графические обозначения на архитектурно-строительных

чертежах; фрагменты архитектурно-строительных чертежей (например, фасад

домика или его фрагмент – оформление оконного или дверного проема; деталь

плана жилой комнаты).

8. Библиотека элементов учебного САПР (машиностроение; радиоэлектроника;

строительство и архитектура; художественное конструирование изделий и др.).

Вариативная часть. Раздел «Графический дизайн»,

Тематический план

(1 ч в неделю, всего 68 ч в IX—Х или X—XI классах)

|№ |Тема |Количест|Примечание |

|п.| |во | |

|/п| |учебных | |

|. | |часов | |

|1 |Введение |2 |На этом этапе особенно |

| | | |велика роль ярких |

|2 |Дизайн-техника |14 |увлекательных примеров. |

| |графики | |Обратить особое внимание |

| | | |на подбор и качество |

|3 | |8 |индивидуального набора |

| |Шрифты и | |инструмента каждого |

| |шрифтовые | |учащегося. |

|4 |работы |8 |Постараться, чтобы каждый |

| | | |учащийся освоил написание |

| |Перспектива | |хотя бы одного вида шрифта|

|5 | |2 |на уровне навыка. |

|6 | |8 |Наиболее просты в усвоении|

| |Обобщение | |способы перспективной |

| |знаний | |сетки и прием «делительных|

| |Цветоведение | |масштабов». |

| | | |Выставка работ учащихся и |

| | | |их обсуждение. Желательно |

| | | |сделать акцент на |

| | | |выработке умения в подборе|

| | | |гармоничного сочетания |

| | | |цветов |

|7 |Композиция |12 |Наиболее существенные темы|

| | | |– свойства и средства |

|8 |Форма и |6 |композиции. |

| |формообразовани| |Необходимо опираться на |

| |е | |знание базовых тем курса |

|9 | |6 |графики – «Образование |

| | | |поверхностей», «Понятие |

| |Дизайн как | |формы» и т.д. |

|10 |последовательно|2 |На примере художественных |

| |развивающийся | |и технических изделий, |

| |творческий | |изготовление которых |

| |процесс | |посильно для учащегося. |

| |проектирования | |Выставка работ учащихся и |

| |Обобщение | |их обсуждение. |

| |знаний | | |

ПРОГРАММА

1. Введение (2 ч)

Знакомство с графическим дизайном; что такое графический дизайн? Краткая

история развития графического дизайна. Сферы применения графического

дизайна в жизни и деятельности человека.

2. Дизайн-техника графики (14 ч)

Краткий обзор простейших приемов дизаин-техники графики, общие понятия о

дизайн-технике графики и ее определение.

Основные инструменты, используемые графическими дизайнерами: карандаши,

рейсфедеры (прямой и циркульный), перо рапидограф, мягкие и жесткие кисти,

губки, аэрограф. Основные материалы графика-дизайнера бумага, тушь,

акварель, темпера, гуашь. Приемы и правила работы с инструментами и

материалами в дизайн-технике.

Виды графики Черно-белая линейная графика: линии, штрихи, точки. Тоновая

графика – отмывка. Работа цветом: отмывка, ретушь, лессировка, имитация

цвета и текстуры материала. Аппликация.

3. Шрифты и шрифтовые работы (8 ч)

Краткая история шрифта Основные виды шрифтов и их классификация.

Элементы букв. Различие шрифтов по начертанию и по характеристикам.

Требования, предъявляемые к шрифту удобочитаемость, красота, простота

выполнения, единство стиля, соответствие содержанию (с использованием

плакатов и таблиц с различными видами шрифтов – антиква, рубленые,

брусковые, чертежные и другие шрифты).

Техника исполнения шрифтов пером (редис, рондо, плакатное), кистью, с

использованием трафаретов.

Шрифтовые надписи и композиции. Эстетические и функциональные требования

к шрифтам и шрифтовым композициям. Шрифт и цвет: шрифт и оптические

иллюзии. Исторические и национальные особенности шрифтовых надписей и

композиций.

4. Перспектива (8 ч)

Общие понятия о перспективе. Основные элементы аппарата перспективы.

Основные способы построения перспективы: способ архитекторов, способ

перспективной сетки, способ следа луча. Основные приемы построения

перспективы: прием «боковой стенки» и перспективных делительных масштабов.

Выбор наиболее рационального приема или способа построения перспективы в

зависимости от вида объекта.

Выбор оптимальной точки зрения. Особенности зрительного восприятия

изображения и перспективные искажения.

Классификация перспективных изображений, в зависимости от высоты,

горизонта и ракурса.

Общее знакомство со стереоскопическими изображениями.

Обобщение знаний (2 ч)

Общий обзор пройденного материала. Общий опрос учащихся по пройденному

материалу. Выставка работ учащихся. Обсуждение, анализ и оценка работ

учащихся (в том числе и творческих).

6. Цветоведение (8ч)

Свет и цвет – основные понятия. Цвета ахроматические и хроматические.

Основные цвета. Круг естественных цветов (по Гёте; по Оствальду).

Цвета теплые и холодные. Контраст и нюанс цветов. Дополнительные цвета.

Цветовая гармония – правила определения гармоничных цветов (двух, трех,

четырех). Цветовой тон, насыщенность и светлота.

Смешение красок. Оптическое смешение цветов. Психофизиологическое

воздействие цвета на человека. Основные правила оформления (цветового

решения) интерьера жилища в городе, в сельской местности.

7. Композиция (12 ч)

Основные понятия и определения Главные законы композиции. Свойства и

качества композиции Средства композиции Композиционные приемы. Виды и типы

композиции. Гармонические прогрессии, ряд Фибоначчи, золотое сечение.

Роль композиции в эстетическом восприятии объектов материального мира

вещей. Роль законов композиции в качественной оценке дизайна промышленных и

художественных изделий.

8. Форма и формообразование (6 ч)

Основные понятия и. определения. Выразительность формы и внешний вид

(стайлинг) изделия. Основные свойства объемно-пространственных форм: масса,

фактура, величина, геометрический вид, положение в пространстве.

Графические приемы отображения формы на плоскости. Графические приемы

усиления визуально-эстетического воздействия формы. Эмоциональное

воздействие формы Визуальная целостность формы. Тектоника формы и

технология изготовления изделия. Формы и стиль. Формы и мода.

9. Дизайн как последовательно, развивающийся творческий процесс

проектирования (6 ч)

Язык дизайна и его средства – графиками объемная пластика. Виды и этапы

дизайн-графики – набросок (кроки), эскиз, эскиз-рисунок, чистовой эскизный

проект.

Виды и этапы объемного проектирования (в том числе и плоскостного) –

эскизное макетирование, имитирующее макетирование и моделирование, натурный

макет. Изделие. Маркетинг.

Порядок (алгоритм) дизайн-проекта структура процесса дизайна и его

основные принципы.

10. Обобщение знаний (2 ч)

Общий обзор пройденного материала. Опрос учащихся. Выставка работ

учащихся. Обсуждение, анализ и оценка работ учащихся.

Примерный перечень индивидуальных работ

по графическому дизайну

1. Проведение прямых линий и окружностей. Выполнение штриховки. Овладение

техникой исправлений (срезка, подчистка и др.) на чертежах, выполненных

тушью. Формат АЗ (ватман).

Тушь – разбавленная, неразбавленная черная и цветная.

2 Вычерчивание геометрического узора или орнамента (по авторскому сюжету

и эскизу) Формат A3 (ватман) Тушь, акварель. Карандаш, рейсфедер, перо,

кисть. Отмывка, закраска.

3. Выполнение очерка изделия – вазы, подноса, ювелирного изделия,

инструмента, изделия технического дизайна и др. Формат A3 (ватман).

По авторскому эскизу. Карандаш, рейсфедер, лекала, кисть, перо Тушь,

акварель Отмывка, закраска.

4. Задание на шрифт и шрифтовую композицию (например, выполнение

титульного листа к альбому работ по графическому дизайну). Формат A3

(ватман). Перо, кисть. Тушь, акварель.

5. Построение перспективного изображения архитектурной детали (арки,

крыльца, фрагмента стены с окнами и др.) или интерьера класса (мастерской,

жилой комнаты и др.) по авторскому чертежу в масштабе. Формат А2 (ватман).

Карандаш, тушь, акварель. Кисти мягкие (беличьи, колонковые). Отмывка.

6. Выполнение цветовой композиции по авторскому эскизу. Задание

творческое. Формат A3 или А2 (ватман). Карандаш, перо. Тушь, акварель,

гуашь. Задание желательно предложить после посещения учащимися

художественного музея и совместного» обсуждения впечатлений,

7. Изготовление Объемно-пространственных композиций (фронтальных,

объемных и глубинно-пространственных) из трехмерных объектов. Бумага,

картон, пластилин, пенопласт, проволока, ткань и др.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современное школьное образование рассматривается как система подготовки

молодежи к деятельности в непрерывно изменяющихся условиях при все более

ускоряющихся темпах жизни. Исходя из этого, цель обучения по разделу

«Техническое творчество», входящему в общий курс «Технология», может быть

сформулирована так: раскрыть творческие способности школьника,

активизировать его потенциальные, продуктивные силы и дать. возможность

выбора пути самореализации в обществе как личности.

Принципиальные положения, которые положены в основу программы:

весь материальный мир, состоящий из взаимосвязанных между собой веществ,

энергии и информации, обладает всеобщим свойством системности;

человек – элемент системы «природа – человек – техника»;

творчество – элемент общей культуры человека и общества;

способность к творческой деятельности, выработке нестандартных,

оригинальных решений присуща каждому здоровому человеку;

творчество – совокупность приемов, методов, действий по анализу и синтезу

предметов материального и духовного мира от осознания проблемы и

потребности до реализации идеи в проекте и реальном изделии;

результат творчества – продукт, который имеет функцию товара и может быть

объектом купли-продажи;

результаты творческой деятельности несут в себе как положительные, так и

отрицательные последствия для человека, общества и природы.

Достижение цели обучения обеспечивается проведением взаимосвязанных

теоретических, практических и самостоятельных занятий. Рекомендуются также

занятия в кружках технического и художественного творчества во внешкольных

учреждениях, экскурсии на выставки, в музеи, в патентную библиотеку,

встречи с изобретателями, художниками, представителями народного

художественного декоративного творчества. Эффективность обучения повышается

за счет организации школьных, районных и региональных соревнований,

выставок, конкурсов.

Теоретическое обучение осуществляется в два этапа. В 3 – 4-й четвертях Х

класса изучается раздел «Введение в техническое творчество», в 3 – 4-й

четвертях XI класса – раздел «Основы проектирования».

Практические занятия, проводимые с классом или бригадами (группами)

школьников по 7 – 10 человек, начиная с 3-й четверти Х класса и до конца XI

класса, связаны с изучением и освоением всех этапов создания нового объекта

техники или декоративного изделия: от зарождения идеи до ее воплощения в

материале. Кроме того, в ходе обучения школьники выполняют два проекта.

Темы проектов выбираются индивидуально для каждого школьника. Проект

(изделие) может выполнять также группа школьников, но при этом для каждого

из них должна быть определена индивидуальная часть проекта. Темы проектов

на данном этапе изучения и освоения технического творчества должны быть,

как правило, типовыми (с внесением небольших усовершенствований в

создаваемое изделие) и иметь учебный ознакомительный характер.

Примерные темы: совершенствование элементов оснащения класса (парта,

указка, классная доска, стол учителя, наглядные пособия, светильники,

механизм зашторивания окон, жалюзи, дверь, окно, шкафы, полки и т.д.);

совершенствование элементов оснащения мастерской (инструмент режущий,

измерительный, сборочный, приспособления, приборы, оборудование, стеллажи,

тумбочки и др.); совершенствование простейших бытовых устройств, игр,

игрушек и спортивно-развлекательных приспособлений. Темы проектов

школьников, занимающихся в кружках технического или декоративно-прикладного

творчества, могут выбираться в соответствии с направлениями этих кружков.

Проект должен завершаться созданием законченного объекта техники в

натуральном виде или в виде макета с простейшим его техническим описанием,

в котором обязательно должно содержаться объяснение того нового, что внес

школьник в конструкцию или технологию и какой положительный (полезный)

эффект дает это изменение.

По завершении проекта необходимо предусмотреть выставку работ, конкурс

или участие в соревнованиях по спортивному моделизму Для решения сложных

технических вопросов целесообразно привлекать к занятиям в качестве

консультантов ведущих специалистов предприятий, вузов и исследовательских

организаций.

Самостоятельная работа школьников состоит в «придумывании» вариантов

решений задачи, их анализе и выборе лучших, составлении эскизов решений,

чертежей, схем и рисунков, посещении библиотеки во внеурочное время

Направления творческой деятельности школьников определяются с учетом

материально-технических, кадровых возможностей, региональных и национальных

особенностей школы. Однако выбранные направления должны в наибольшей

степени учитывать личные интересы и склонности, как девушек, так и юношей

на основании психолого-диагностического тестирования и рекомендаций

педагогов. Направления технического творчества и примеры разрабатываемых

объектов техники:

1. Техническая игрушка. Игрушки и игры: статические и динамические,

механические, электрические, электронные, электромеханические, оптические и

др.; уникальные и для массового изготовления; индивидуальные и

коллективные; атрибуты для демонстрации физических эффектов и фокусов и

т.п.

2. Технические виды спортивного моделизма: авиамодельный, судомодельный,

космический, автомодельный, радиотехнический и др. Изделия: макеты, модели-

копии, модели-схемы, спортивные модели, экспериментальные (оригинальные)

модели и средства технологического оснащения для их изготовления, сборки,

испытаний, регулировки и др.

3. Транспортная техника. Изделия: велосипед, вездеход, аэросани, самокат,

дельтаплан, карт, средства передвижения инвалидов, а также отдельные

функциональные узлы, принадлежности и модели этой техники и др.

4. Техника и технология для дома, приусадебного участка и домашней

мастерской. Изделия: мотоплуг, мини-трактор, косилка, транспортная тележка,

подъемник, насос, сеялка, светильник. деревообрабатывающее устройство,

устройство для c6opa, переработки и хранения урожая, приспособления для

ухода за животными, устройства охраны и сигнализации для дома, автомобиля и

др.

5. Техника для спорта и здоровья. Изделия: массажеры, спортивные снаряды,

спортивно-развлекательные устройства для дома и мест отдыха и др.

6. Радиотехника. Изделия: радиоприемник, радиопередатчик, магнитофон,

телевизор, калькулятор, часы, блок управления зажиганием автомобиля,

сигнальное устройство, радиоэлектронная игра, система радиоуправления,

игровая приставка к телевизору и др.

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся ..

Х класс

Учащиеся должны знать:

основные сведения о системности мира, потребностях человека и общества,

их глобальных и частных (индивидуальных) проблемах;

зависимость развития техники (техносферы) от потребностей человека;

перспективу развития техники;

влияние техники на интеллектуальное и духовное развитие человека;

устройство технического объекта как системы, понятие подсистемы,

надсистемы и элемента системы;

законы и закономерности строения и развития техники;

модели технических систем;

функции технического объекта и его элементов;

требования к техническому объекту;

недостатки технического объекта;

понятие технической задачи;

понятие технического творчества как вида технологии;

методы технического творчества;

виды и структура технологических процессов.

Учащиеся должны уметь:

провести анализ технического объекта;

определите его функции, структуру, сформулировать требования и найти

недостатки;

сформулировать техническую задачу совершенствования или создания нового

объекта техники;

применять методы технического творчества;

разработать конструкцию несложных объектов техники;

разработать технологический маршрут изготовления технического объекта и

определить необходимые средства технологического оснащения;

изготовить несложные технические объекты.

XI класс

Учащиеся должны знать:

стадии и процедуры проектирования объектов техники;

методы решения задач проектирования;

последовательность информационного поиска и источники информации;

сущность экспериментальной проверки результатов технического творчества;

основы патентного закона Российской Федерации;

порядок разработки заявки на изобретение;

структура описания изобретения;

основы лицензионной деятельности.

Учащиеся должны уметь:

провести информационный поиск;

разработать элементы технического задания и эскизного проекта на новое'

техническое решение;

определить существенные признаки нового технического решения и

подготовить материалы для заявки на изобретение,

оформить техническое описание нового технического объекта;

провести эксперименты по проверке нового технического решения;

изготовить и испытать технические объекты простые и средней сложности.

Тематический план

|№ |Тема |Количест|

|п./| |во |

|п. | |учебных |

| | |часов |

| |X класс (3 – 4-я четверти) | |

| |Введение в техническое творчество. | |

|1 |Человек и техника. |2 |

|2 |Устройство (морфология) техники. |4 |

|3 |Техническое творчество как вид |10 |

|4 |технологии. |4 |

|5 |Технология изготовления объектов |16 |

| |техники. |36 |

| |Выполнение технического проекта и его | |

| |защита. | |

| |Итого | |

|1 |XI класс | |

| |(1 – 2-я четверти в вариативной части |2 |

|2 |учебного плана). |6 |

|3 |Развитие и закрепление творческих | |

| |способностей и навыков. |6 |

|4 |Выбор и анализ совершенствуемого |32 |

|5 |объекта техники, формулирование | |

| |технической задачи. |2 |

| |Поиск оптимального варианта решения |48 |

| |задачи. | |

| |Оформление технического описания нового| |

|1 |(усовершенствованного) объекта техники |3 |

|2 |и технологии его изготовления. |3 |

|3 |Изготовление объекта техники. |6 |

|4 |Подготовка и участие в выставке |8 |

|5 |(конкурсе) технического творчества |16 |

| |Итого |36 |

| |XI класс (3 – 4-я четверти) | |

| |Основы проектирования изделий | |

| |Последовательность проектирования. | |

| |Информационная база технического | |

| |творчества. | |

| |Основы изобретательской деятельности. | |

| |Выбор темы проекта и проведение | |

| |экспериментов. | |

| |Работа над проектом и его защита. | |

| |Итого | |

ПРОГРАММА

X класс

Введение в техническое творчество

Человек и техника (2ч)

Естественная и искусственная среда.

Системность мира и материи. Человек и система «природа – человек –

техника».

Потребности человека и общества. Глобальные и частные проблемы человека.

Способы удовлетворения потребностей.

Понятие техники. Системность техники. Техносфера. Зависимость развития

техники от потребностей человека. Перспективы развития техники.

Зависимость интеллектуального и духовного развития человека от уровня

техники. Изменение жизни с развитием техники и усложнения социально-

технических проблем и задач.

Устройство (морфология) техники (4ч)

История техники. Технический объект как система. Понятия подсистемы и

надсистемы. Иерархия подсистем и надсистем. Классификация технических

объектов.

Законы и закономерности строения и развития техники.

Модели технических объектов. Виды моделей и их назначение. Интуитивно-

логические, математические, физические и технические модели.

Анализ технического объекта. Функции, результаты действия технического

объекта и потребляемые ресурсы. Формирование требований и определение

аналогичных технических объектов с подобными функциями, выявление

недостатков существующих объектов. Формирование (составление) технической

задачи по совершенствованию существующего или созданию нового объекта

техники.

Техническое творчество как вид технологии (10 ч)

Понятие технологии. Понятие творчества как вида деятельности человека,

связанной с его интеллектуальной и духовной сущностью. Творчество как

процесс создания чего-либо нового, не бывшего ранее. Виды творчества.

Творчество в системе общечеловеческих ценностей. Соотношение понятий

«наука» и «техника», «творчество» и «искусство». Техническое творчество как

целенаправленная деятельность по уточнению и решению исходной технической

задачи. Социальные, физические и технические противоречия в системе

«человек – природа – техника».

Методы технического творчества как методы преодоления психологической

инерции и активизации потенциальных творческих способностей человека.

Классификация методов технического творчества. Методы: индивидуальные и

коллективные; случайного (ассоциативного), интуитивного и

систематизированного поиска; автоматизированного поискового

конструирования.

Метод гирлянд ассоциаций и метод мозгового штурма. Их разновидности.

Метод морфологического анализа и синтеза технических объектов.

Методы типа «Список контрольных вопросов».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ