Рефераты
 

Программа по Технологии

Тематический план

|№ |Тема |Количество |

|занятия| |учебных часов |

|1 |Интерьер дома. |2 |

|2 |Отношение человека к |2 |

|3 |предметам Гигиена |2 |

|4 |учащихся |2 |

|5 |Культура и поведение в |2 |

|6 |семье |2 |

| |Семейные праздники | |

| |Подарки и переписка | |

ПРОГРАММА

Интерьер дома (2 ч)

Интерьер городского и сельского домов. Эргономические, санитарно-

гигиенические и эстетические требования к интерьеру прихожей, детского

уголка или комнаты, общей комнаты, кухни, спальни, лоджии, балкона и т. д.

Оптимальные условия для занятий, жизни и отдыха. Планировка и оформление

интерьера. Сухая и влажная, уборка квартиры.

Отношение человека к предметам (2ч)

Уход за одеждой и обувью: стирка и чистка одежды, утюжка брюк, хранение

зимних вещей, чистка обуви. Систематизация и хранение книг.

Гигиена учащихся (2 ч)

Гигиена мальчиков, выбор прически, эстетика одежды.

Культура поведения в семье (2 ч)

Этика и такт – выражение уважения к членам семьи. Забота о членах семьи.

Распределение обязанностей в семье. Культура использования

звуковоспроизводящей аппаратуры. Обязанности и привилегии мужчины.

Рыцарское поведение мужчины.

Семейные праздники (2 ч)

Семейный уют. Организация и особенности семейных и национальных

праздников. Семейные походы. Посещение больниц, траур, соболезнование.

Как принимать гостей и вести себя в гостях. Время и продолжительность

визита.

Подарки и переписка (2 ч)

Эстетические требования к составлению букета. Как дарить цветы и подарки

и принимать подарки. Правила переписки, поздравительные открытки.

Практические работы

Разработка проектов планировки прихожей, детского уголка или комнаты,

кухни.

Выполнение эскиза полки для книг, посуды или игрушек.

Установка полки.

Выполнение эскиза мебели для дачи.

Разработка и выполнение проектов различных приспособлений, применяемых в

домашнем хозяйстве (укладки для кассет и пластинок и т. д. ).

Смена замка, чистка, разборка и смазка велосипеда для зимнего хранения и

другой бытовой техники.

Вариант II (девочки)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Этот раздел является основным для варианта II программы образовательной

области «Технология».

Кроме общих задач предмета «Технология», перечисленных во введении, при

изучении этого раздела необходимо решать следующие дополнительные задачи:

совершенствование практических умений и навыков учащихся в экономном

ведении домашнего хозяйства, заготовке и хранении продуктов, уходе за

жилищем;

ознакомление с различными видами декоративно-прикладного искусства,

народного творчества и ремесел;

развитие художественной инициативы;

воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-

гигиенических правил в быту и на производстве;

воспитание уважения к народным обычаям и традициям.

Большой объем учебного материала, заложенный в программе этого раздела,

предполагает организацию самостоятельной работы школьников в виде

выполнения проектов. В зависимости от уровня теоретической и практической

подготовки учащимся могут быть предложены различные по сложности темы

проектов, например: «Сервировка праздничного стола», «Торт ко дню

рождения», «Спортивный костюм», «История народных ремесел, обрядов и

традиций региона» и т. д. Творческая деятельность школьников помогает им в

усвоении учебного материала и организации досуга. Работа, которая требует

больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке; тем

самым закладываются возможности для общения детей и родителей на

качественно ином уровне – взаимопонимания и взаимоуважения.

При изучении раздела «Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых

продуктов» учителю необходимо постоянно уделять внимание экологическим

вопросам, формировать у учащихся систему экологических знаний о

взаимодействии природы, общества и человека, об экологических проблемах и

способах их разрешения, о негативных последствиях влияния трудовой

деятельности человека на окружающую среду и здоровье. Необходимо также

воспитывать у учащихся привычку экологически целесообразного поведения,

стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды,

убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем,

включения экологической деятельности в систему жизненных мотивов,

потребностей, идеалов каждого школьника, развивать практические умения по

изучению, анализу, оценке и способам улучшений состояния окружающей среды

своего края, области, города, сила. В содержании экологического образования

должны учитываться условия и реальное состояние окружающей среды, традиции

и экологическая культура населения данной местности.

В содержании этого раздела программы информационные технологии должны

занять прочное место. В ходе их изучения учащиеся знакомятся с общими

принципами и способами поиска, хранения, систематизации и получения

информации, с источниками и носителями информации, с организацией банка

данных. Наличие в школе вычислительной техники создает дополнительные

возможности для накопления информации, ускоряет ее поиск, способствует

интеллектуальному развитию учащихся. С помощью вычислительной техники

осуществляется расчет количества продуктов и стоимости блюда, поиск нужного

рецепта кулинарного блюда, составление технологической карты его

приготовлений, поиск информации о сроках и способах хранения продуктов, а

также информации по различным стандартам на швейные изделия, ткани,

размерным признакам фигур и т. п.

Другим аспектом применения ЭВМ в курсе «Технология» может стать система

автоматического проектирования (САПР), использующая графические дисплеи и

планшетные графопостроители, что, наряду со значительной экономней учебного

времени на конструирование и моделирование швейных изделий за счет

устранения непроизводительного ручного труда по вычерчиванию выкроек,

значительно повышает интерес школьников к предмету.

Одним из ведущих подразделов программы является «Кулинария», которая

включает в себя обучение навыкам приготовления пищи наиболее простыми

способами – варкой и жареньем, a так же ознакомление с основами физиологии

питания, технологией приготовления различных блюд из овощей, рыбы, мяса,

молока и других продуктов, с наиболее простыми способами заготовки

продуктов, с правилами сервировки стола к завтраку и ужину, с

приготовлением пищи в походных условиях.

Задачам трудового и эстетического воспитания посвящены подразделы «Интерьер

жилого дома» и «Рукоделие». При изучении их учащиеся знакомятся с

творчеством народных умельцев своего края, области, села, с материалами и

инструментами, применяемыми в традиционных художественных ремеслах, со

способами оформления интерьера кухни, столовой, жилой комнаты, с ролью

комнатных растений и способами их размещения в интерьере, учатся вышивать

несложные узоры, вязать к тючком, изготавливать изделия в технике лоскутной

пластики.

Работе на швейной машине в данной программе отводится значительно больше

учебного времени, чем прежде так как овладение навыками этой работы –

обязательное условие дальнейшего успешного выполнения программы, залог

высокого, качества швейных изделий.

Для того чтобы навыки работы на швейной машине были более прочными,

предусмотрена тема «Лоскутная пластика». Ее изучение предоставляет

достаточно возможностей для практического овладения техникой выполнения

стачных швов.

Знания основных видов и свойств тканей, получаемые школьниками при

изучении подраздела «Элементы материаловедения», необходимы при

конструкторской разработке моделей и изготовлении швейных изделий. На

занятиях по конструированию учащиеся учатся читать и строить чертеж,

пользоваться чертежными инструментами, знакомятся с особенностями строения

женской и детской фигуры, правилами снятия мерок и их условными

обозначениями.

На занятиях по моделированию учащиеся узнают о различных способах

разработки моделей, видах отделки швейных изделий, творчески применяя

знания, полученные ими на занятиях по рукоделию. При этом следует учитывать

художественные особенности национальной одежды: колорит и рисунок тканей и

отделок.

Прежде чем приступить к изготовлению изделия, учащиеся выполняют

практические работы на лоскутах ткани, отрабатывая технику выполнения швов

и отдельных технологических операций. Как показывает многолетняя практика,

введение тренировочных операций позволит обеспечить хорошее качество

швейных изделий.

В конце программы приведен примерный перечень швейных изделий, из

которого учитель может в зависимости от региона и наличия материалов

выбрать конкретное изделие для изготовления его учащимися. При выполнении

практических работ учащиеся могут шить образцы пооперационной обработки и

швейные изделия, как в натуральную величину, так и уменьшенные.

Самое серьезное внимание следует уделять соблюдению учащимися правил

санитарии и гигиены, безопасным приемам труда с оборудованием и

инструментами. Учителю следует напоминать учащимся об этих правилах в

начале изучения каждой новой темы, при работе или демонстрации нового

оборудования, во время выполнения практических работ.

Приведенный в программе перечень основных знаний и практических умений,

которыми должны овладеть учащиеся, поможет учителю правильно расставить

акценты в обучении, более объективно оценить работу школьников.

При разработке данной программы ставилась цель осуществить ее

преемственность с ныне действующей программой, что позволяет в максимальной

степени использовать имеющийся опыт преподавания трудового обучения, учебно-

материальную базу мастерских общеобразовательных школ, имеющиеся в них

средства обучения и тенденцию их, развития.

Более глубокому освоению содержания программы будут способствовать

конкурсы и выставки творческих работ учащихся, участие школьников в

школьных, районных и городских олимпиадах по трудовому обучению.

Выполнение проектов в V, VI и VII классах входит в подраздел

«Проектирование и изготовление одежды».

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ

V класс

Учащиеся должны знать:

негативные последствия общественного производства на окружающую среду и

здоровье человека;

способ получения, хранения, поиска информации; источники и носители

информации;

общие сведения о процессе пищеварения, усвояемости пищи, о роли витаминов

в обмене веществ;

виды овощей, общие сведения о пищевой ценности овощей, способах их

кулинарного использования, методы определения качества овощей, понятие об

экологической чистоте воды и продуктов, правила первичной обработки всех

видов овощей, инструменты и приспособления для первичной обработки и

нарезки овощей;

травила санитарии и гигиены при санитарной обработке продуктов,

безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, горячими жидкостями;

способы варки продуктов, их преимущества и недостатки, оборудование,

посуда и инвентарь для варки;

технологию приготовления блюд из сырых и вареных овощей, изменение

содержания минеральных веществ и витаминов в овощах в зависимости от

способа кулинарной обработки, оформление готовых блюд из овощей;

способы определения свежести яиц, использование яиц в кулинарии, способы

крашения яиц;

виды бутербродов и горячих напитков, технологию их приготовления, правила

сервировки стола к завтраку;

роль запасов в экономном ведении хозяйства, способы заготовки продуктов,

условия и сроки хранения свежих овощей и фруктов, сохранение овощей и

фруктов методом сушки и быстрого замораживания, технологию получения

крахмала;

общие сведения из истории интерьера, требования, предъявляемые к

интерьеру кухни, столовой, способы отделки; интерьера, меры по борьбе с

насекомыми и грызунами;

культуру поведения в семье; основы семейного уюта; выражение уважения и

заботы о членах семьи; распределение обязанностей в семье;

правила безопасной работы с ручными инструментами и на универсальной

швейной машине; принцип изготовления пряжи, нитей и тканей, классификацию

текстильных волокон, структуру полотняного переплетения, свойства нитей

основы и утка, свойства тканей из натуральных растительных волокон;

условные обозначения отдельных деталей на кинематических схемах; виды

передач вращательного движения и их кинематические схемы[2];

технические характеристики, назначение основных узлов универсальной

швейной машины, виды приводов швейной машины, правила подготовки

универсальной швейной машины к работе;

виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны, творчество

народных умельцев своего края, области, села, различные материалы,

инструменты и приспособления, применяемые в традиционных художественных

ремеслах;

возможности лоскутной пластики, основные приемы и материалы, применяемые

в лоскутной пластике;

правила заправки изделия в пяльцы, виды простейших ручных швов, правила

посадки и постановки рук во время работы;

эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования, предъявляемые

к рабочей одежде, общие сведения о системах конструирования одежды, правила

построения и оформления чертежей швейных изделий, особенности строения

женской и детской фигуры, правила снятия мерок для построения чертежа

фартука, их условные обозначения;

понятие о композиции в одежде, виды отделки швейных изделий, способы

моделирования фартука, правила подготовки выкройки к раскрою;

назначение, конструкцию, условные графические обозначения и технологию

выполнения следующих швов: стачного взаутюжку, расстрочного, накладного с

закрытым срезом, накладного с открытым срезом, вподгибку с открытым и

закрытым срезом; способы раскладки выкройки на ткани, правила обработки

накладных карманов и бретелей, оборудование рабочего места и приемы влажно-

тепловой обработки, требования к качеству готового изделия;

способы ремонта одежды заплатами, правила ухода за одеждой из

хлопчатобумажных и льняных тканей, способы удаления пятен с одежды, правила

хранения шерстяных и меховых изделий, средства защиты их от моли;

гигиенические требования, правила и средства ухода за кожей.

Учащиеся должны уметь:

осуществлять поиск необходимой информации в области кулинарии и обработки

ткани;

работать с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями;

определять качество овощей, проводить первичную обработку всех видов

овощей, выполнять нарезку овощей, применять различные способы варки,

готовить блюда из сырых и вареных овощей, определять свежесть яиц и

готовить блюда из них, нарезать хлеб для бутербродов, готовить бутерброды

различных видов и горячие напитки, сервировать стол к завтраку;

закладывать на хранение свежие ягоды, фрукты, овощи, определять съедобные

и несъедобные грибы, сушить ягоды, фрукты, овощи, использовать домашний

холодильник для быстрого замораживания и длительного хранения овощей и

фруктов, получать крахмал из картофеля;

разрабатывать интерьер кухни и столовой, оформлять интерьер кухни и

столовой изделиями собственного изготовления, чистить посуду из металла,

стекла, керамики, древесины, поддерживать нормальное санитарное состояние

кухни и столовой;

определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную стороны

ткани;

рассчитывать передаточное число передач вращательного движения;

включать и отключать маховое колесо от механизма машины, наматывать нитки

на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нити, запускать швейную машину и

регулировать ее скорость, выполнять машинные строчки (по прямой, по кривой,

с поворотом на определенный угол с подъемом прижимной лапки), регулировать

длину стежка;

переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы и нитки, заправлять

изделия в пяльцы, закреплять рабочую нитку на ткани без узла,

подготавливать пасму мулине к работе, выполнять простейшие ручные швы;

подготавливать материалы лоскутной пластики к работе, подбирать материалы

по цвету, рисунку, фактуре, пользоваться инструментами, приспособлениями,

шаблонами, соединять детали лоскутной пластики между собой и с подкладкой,

использовать прокладочные материалы;

читать и строить чертеж фартука, снимать мерки и записывать результаты

измерений, выполнять моделирование фартука, подготавливать выкройку к

раскрою;

выполнять на универсальной швейной машине следующие швы: стачной

взаутюжку, стачной вразутюжку, расстрочной, накладной с закрытым срезом,

накладной с открытым срезом, подгибку с открытым и закрытым срезом,

распускать швы, обрабатывать накладные карманы и бретели, подготавливать

ткань к раскрою, выполнять обмеловку и раскрой ткани, переносить контурные

и контрольные линии выкройки на ткань, обрабатывать детали кроя,

накалывать, наметывать и настрачивать карманы, обрабатывать срезы швом

вподгибку с закрытом срезом или тесьмой, выполнять влажно-тепловую

обработку и определять качество готового изделия;

ремонтировать одежду заплатами, удалять пятна с одежды, хранить шерстяные

и меховые изделия, изготавливать чехлы для хранения одежды.

VI класс

Учащиеся должны знать:

возможности использования ЭВМ в информационных технологиях;

санитарные требования к помещению кухни и столовой; правила работы с

горячими маслами и жирами, мытья посуды;

общие сведения о значении минеральных солей и микроэлементов в

жизнедеятельности организма, о кулинарном значении, питательной ценности и

химическом составе молока; способы определения качества молока, способы

сохранения свежего молока, технологию приготовления молочных супов и каш;

общие сведения о пищевой ценности рыбы и нерыбных продуктов моря, о

возможности кулинарного использования рыбы разных пород, методы определения

качества рыбы;

способы первичной обработки рыбы, технологию приготовления рыбной

котлетной массы и рыбных полуфабрикатов, способы тепловой обработки рыбы;

виды жарений продуктов, их отличительные особенности посуда и инвентарь

для жаренья;

технологию приготовления кулинарных блюд из рыбы нерыбных продуктов моря,

способы определения готовности и травила подачи рыбных блюд к столу;

правила варки крупяных каш различной консистенции, особенности

приготовления блюд из бобовых и макаронных изделий, соотношение крупы,

бобовых и макаронных изделий и жидкости при варке каш и гарниров;

способы приготовления теста, виды пищевых разрыхлителей теста, технологию

выпечки блинов, оладий, блинчиков;

виды и кулинарные свойства крахмала, технология приготовления компотов и

киселей; правила сервировки стола к ужину;

общие сведения о процессах, происходящих при солении и квашении овощей,

технологию квашения капусты, засолки огурцов, помидоров, грибов, зелени,

мочения яблок;

значение композиции в интерьере, способы оформления интерьера, роль

освещения в интерьере, санитарно-гигиенические требования к уборке жилых и

производственных помещений;

правила санитарии, гигиены, безопасной работы с колющим и режущим

инструментом, с электрооборудованием, электронагревательными приборами;

основы семейного уюта;

традиционные и семейные праздники, правила соблюдения траура, выражение

соболезнования;

способы получения натуральных волокон животного происхождения, получение

нитей из этих волокон в условиях прядильного производства и в домашних

условиях, свойства натуральных волокон животного происхождения, нитей и

тканей на их основе, саржевые и атласные переплетения;

принцип действия механизмов преобразования движения, их обозначения на

кинематических схемах; назначение, устройство и принцип действия

регуляторов швейной машины;

композицию, ритм, орнамент, раппорт в вышивке, холодные, теплые,

хроматические и ахроматические цвета, способы увеличения и уменьшения

рисунка;

эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к легкому

женскому платью, материалы и отделки, применяемые при изготовлении юбок,

основные конструкции юбок, правила снятия мерок и их условные обозначения,

основные приемы моделирования конических и клиньевых юбок, правила

подготовки выкройки к раскрою;

назначение, конструкция, условные графические обозначения и технология

выполнения следующих швов: настрочного с открытым срезом, настрочного с

одним закрытым срезом, шва встык, накладного с двумя закрытыми срезами,

основные технологические приемы обработки юбки;

правила подготовки ткани к раскрою и технологию раскроя ткани,

технологическую последовательность обработки юбки;

основные требования по уходу за одеждой и обувью;

санитарно-гигиенические требования к предметам и средствам ухода за

волосами; требования к прическе.

Учащиеся должны уметь:

использовать ЭВМ для хранения и получения необходимой информации;

проводить визуальную оценку экологического состояния водоемов;

работать с бытовыми электроприборами, с моющими и чистящими химическими

веществами, мыть посуду, применять моющие и дезинфицирующие средства для

мытья посуды;

определять качество молока, проводить его тепловую обработку, готовить

молочные супы и каши, оценивать качество готовых блюд;

определять качество рыбы, оттаивать мороженую и вымачивать соленую рыбу,

проводить первичную обработку рыбы, приготавливать рыбную котлетную массу с

помощью мясорубки, варить и жарить рыбу и рыбные полуфабрикаты, готовить

блюда из рыбной котлетной массы, определять готовность рыбных блюд,

подавать их к столу;

проводить первичную обработку круп, бобовых и макаронных изделий; варить

крупяные рассыпные, вязкие и жидкие каши, готовить запеканки, крупеники,

котлеты, биточки из круп, варить бобовые и макаронные изделия;

приготавливать тесто и выпекать блины, оладьи, блинчики, варить компоты и

кисели;

готовить ужин, сервировать стол к ужину, принимать гостей;

квасить капусту, проводить первичную обработку и засолку огурцов,

томатов, зелени, грибов;

выполнять эскизы интерьера детской комнаты, проводить сухую и влажную

уборку, пользоваться пылесосом и другими электробытовыми приборами;

определять раппорт саржевого и атласного переплетения, лицевую и

изнаночную стороны и дефекты ткани;

регулировать качество машинной строчки, устанавливать иглу в швейную

машину, подбирать иглу и нить в зависимости от вида ткани, определять

неполадки швейной машины, вызванные неправильной установкой иглы, чистить и

смазывать швейную машину;

подбирать одежду к традиционным праздникам, строить симметричный узор,

орнамент в квадрате, в полосе, определять размер и место узора на изделии,

подбирать нитки по цвету, тональности, насыщенности, выполнять счетные швы

и свободную вышивку по рисованному контуру;

подбирать ткань и отделку для изготовления юбки, снимать и записывать

мерки, читать и строить чертежи конической и клиньевой юбок, моделировать

конические и клнньевые юбки, подготавливать выкройки юбок к раскрою;

выполнять на швейной машине настрочной шов с открытым срезом, настрочной

шов с одним закрытым срезом, шов встык, накладной шов с двумя закрытыми

срезами, обрабатывать клиньевую и коническую юбки (обработка пояса юбки

корсажной тесьмой, обработка застежки тесьмой «молния», застежки на крючки

и петли, обработка низа юбки ручным и машинным способами, обметывание

швов);

готовить ткань к раскрою, выполнять экономную раскладку выкройки на

ткани, раскраивать коническую и клиньевую юбки, подготавливать детали кроя

к обработке, обрабатывать детали кроя, проводить примерку, определять и

исправлять дефекты, выполнять окончательную отделку и определять качество

готового изделия,

выполнять простейший ремонт подкладки и карманов, отпарывать и пришивать

фурнитуру, подшивать низ брюк тесьмой.

VII класс

Учащиеся должны знать:

о влиянии на качество пищевых продуктов отходов промышленного

производства, ядохимикатов, пестицидов, радионуклидов и т. п.;

о применении системы автоматического проектирования при конструировании и

моделировании одежды;

общие сведения о полезном и вредном воздействии микроорганизмов на

пищевые продукты, источники и пути проникновения болезнетворных микробов в

организм человека, о пищевых инфекциях, заболеваниях, передающихся через

пищу, о профилактике инфекций;

правила оказания первой помощи при ожогах, поражении электрическим током,

пищевых отравлениях;

виды мясного сырья, понятие о пищевой ценности мяса, способы определения

качества мяса, сроки и способы хранения мяса и мясных продуктов;

санитарные условия первичной обработки мяса и мясных продуктов, правила

оттаивания мороженого мяса, способы разделки мяса в зависимости от его

сорта и кулинарного использования;

способы первичной обработки мяса и приготовления мясных полуфабрикатов,

условия и сроки хранения полуфабрикатов из мяса и котлетной массы;

правила варки мяса для вторых блюд, способы жаренья мяса и мясных

полуфабрикатов, способы определения готовности блюда; посуду и инвентарь,

применяемые для приготовления мясных блюд, принципы подбора гарниров и

соусов к мясным блюдам, требования к качеству готовых блюд, правила подачи

готовых блюд к столу;

общие сведения о роли кисломолочных продуктов в питании человека, об

ассортименте кисломолочных продуктов, способы заквашивания молока для

получения простокваши, кефира, технологию получения творога в домашних

условиях, кулинарные блюда из творога, технологию их приготовления,

особенности приготовления сырой и отварной пасхи;

кухонный и столовый инвентарь, посуда, природные источники воды, способы

обеззараживания воды, разогрева и приготовления пищи в походных условиях;

способы приготовления пресного теста, раскатки теста, технологии

приготовления ,блюд из пресного теста, способы защипки краев пельменей,

вареников, чебуреков, правила варки пельменей, вареников и других изделий

из пресного теста, способы определения готовности;

общие сведения о пищевой ценности фруктов и ягод, о содержании в них

минеральных веществ, углеводов, витаминов, о сохраняемости этих веществ в

процессе хранения и кулинарной обработки, методы определения качества ягод

и фруктов, сроки сбора ягод и фруктов в домашнем хозяйстве;

назначение и правила первичной обработки фруктов и ягод, технология

приготовления пюре, сиропов из ягод и фруктов, горячих и холодных фруктовых

супов, желе и муссов;

сервировку стола («Сибирские пельмени»); правила поведения в гостях,

поведение за столом;

технологию приготовления варенья, повидла, джема, мармелада, цукатов,

правила и сроки сбора, перевозки и хранения плодов и ягод для варенья,

значение количества сахара или сахарного сиропа для сохранности и качества

варенья, способы определения готовности варенья, способы засахаривания ягод

и фруктов без стерилизации;

санитарно-гигиенические требования к детской комнате;

возможности применения техники вязания крючком различных петель и узоров,

их условные обозначения;

роль комнатных растений и способы их размещения в интерьере, влияние

комнатных растений на микроклимат помещения, правила составления букета,

искусство дарить цветы;

основные свойства искусственных волокон и тканей из них, характеристику

сложных переплетений, зависимость свойств тканей от вида переплетения;

виды соединений деталей в узлах механизмов и машин, ух условные

обозначения на кинематических схемах;

устройство качающегося челнока универсальной швейной машины, принцип

образования двухниточного машинного стежка, назначение и принцип получения

зигзагообразной строчки;

виды женского легкого платья и бельевых изделий, эксплуатационные,

гигиенические и эстетические требования к бельевым швейным изделиям,

правила измерения фигуры человека, условные обозначения мерок для

построения чертежа основы ночной сорочки и трусов, особенности

моделирования плечевых изделий на основе чертежа ночной сорочки, способы

моделирования купальников;

назначение, конструкцию, технологию выполнения и условные графические

обозначения швов: стачных (запошивочного, двойного, накладного с закрытыми

срезами) и краевых (окантовочного с открытым и закрытым срезами,

окантовочного тесьмой), технологическую последовательность обработки проймы

и горловины подкройной и косой обтачкой, кружевом, обработки ластовицы и

соединения ее с изделием, обработки застежки планкой, притачивания кулиски;

экономную раскладку выкройки на ткани с направленным рисунком, с

симметричными и асимметричными полосами, технологическую последовательность

раскроя ткани, правила подготовки и проведения примерки, выявление и

исправление дефектов изделия, способы отделки и влажно-тепловой обработки,

требования к качеству готового изделия;

правила ухода за бельевыми изделиями, применение швейной машины для

ремонта швейных изделий, способы поднятия петель на трикотажных изделиях,

единство стиля костюма, прически, косметики, интерьера;

правила пользования средствами косметики; свойства естественных

красителей, правила нанесения и снятия масок, выполнения макияжа.

Учащиеся должны уметь

оказывать первую помощь при ожогах и поражении электрическим током,

пищевых отравлениях;

определять качество мяса, оттаивать мороженое мясо, приготавливать

полуфабрикаты из мяса, котлетную и натуральную рубленую массу и

полуфабрикаты из нее, выбивать и формовать полуфабрикаты из котлетной

массы, готовить блюда из мяса и мясных полуфабрикатов, определять

готовность блюд и подавать их к столу;

приготавливать простоквашу, кефир, творог и другие кисломолочные продукты

в домашних условиях, блюда из творога, сырые и вареные пасхи;

рассчитывать количество и состав продуктов для похода, обеспечивать

сохранность продуктов, соблюдать правила санитарии и гигиены в походных

условиях, готовить пищу и обеззараживать воду в походных условиях,

соблюдать меры противопожарной безопасности;

приготавливать пресное тесто и блюда из него, защипывать края пельменей,

вареников, чебуреков;

проводить первичную обработку фруктов и ягод, приготавливать из них пюре,

сиропы, фруктовые супы, желе и муссы;

варить варенье, повидло, джем, мармелад, цукаты, определять готовность

варенья, перекладывать варенье на хранение, переваривать прокисшее варенье;

оборудовать детский уголок;

выращивать комнатные растения и размещать их;

подготавливать материалы к вязанию, подбирать крючок в зависимости от

толщины нити, выполнять раппорт узора по записи;

соблюдать правила санитарии, гигиены, безопасной работы в мастерских,

применять ткани из искусственных волокон в швейных изделиях;

определять виды соединений деталей в узлах механизмов и машин читать

кинематические схемы;

разбирать и собирать челнок, закреплять строчку обратным ходом швейной

машины, обметывать срезы деталей и обрабатывать петли зигзагообразной

строчкой;

работать с журналами мод, читать и строить чертеж, снимать и записывать

мерки, моделировать выбранные фасоны платья и купальника;

выполнять машинные швы: стачные (запошивочный, двойной, накладной с

закрытыми срезами) и краевые (окантовочный с открытым и закрытым срезами,

окантовочный тесьмой), обрабатывать пройму и горловину подкройной обтачкой,

кружевом, тесьмой, обрабатывать ластовицу и соединять ее с изделием,

обрабатывать застежку планкой, притачивать кулиску;

выполнять раскрой ткани с направленным рисунком, с симметричными и

асимметричными полосами, заготавливать косые обтачки, обрабатывать срезы

рукавов, низа платья и выреза трусов косой обтачкой или тесьмой,

обрабатывать край купальника под резинку, проводить примерку и исправлять

дефекты оценивать качество готового изделия;

выполнять штопку швейных изделий с помощью швейной машины, поднимать

петли на трикотажных изделиях.

Тематический план

V КЛАСС (62 ч)

(II вариант — девочки)

|Подразделы и темы |Количество |

| |учебных часов |

| |подразде|тема |

| |л | |

|Вводное замятие |1 | |

|Кулинария |11 | |

|Физиология питания | |2 |

|Блюд из сырых и вареных овощей | |4 |

|Блюд из яиц | |1 |

|Бутерброды, горячие напитки | |1 |

|Сервировка стола к завтраку | |1 |

|Заготовка продуктов | |2 |

|Гигиена девушки. Косметика. |2 | |

|Интерьер кухни, столовой. |2 | |

|Элементы материаловедения |2 | |

|Элементы машиноведения. Работа на |6 | |

|швейной машине |10 | |

|Рукоделие | |4 |

|Лоскутная пластика | |6 |

|Вышивка |2 | |

|Ручные работы |2 | |

|Уход за одеждой, ремонт одежды. |24 | |

|Проектирование и изготовление | |6 |

|рабочей одежды (фартука) | |18 |

|Конструирование и моделирование | | |

|фартука | | |

|Технология изготовления фартука | | |

|Итого, включая выполнение проекта |62 | |

VI КЛАСС (68 ч)

|Подразделы и темы |Количество |

| |учебных часов |

| |подразд|тема |

| |ел | |

|Вводное занятие |2 | |

|Кулинария |14 | |

|Физиология питания | |1 |

|Блюда из молока | |2 |

|Блюда из рыбы и нерыбных продуктов| |2 |

|моря | |2 |

|Блюда из круп, бобовых и | |2 |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ