Рефераты
 

Программа по Технологии

10. Определение качества готового изделия. Примерный перечень изделий.

Платье, ночная сорочка, блузка, ветровка, топик, детская распашонка.

Проектирование и изготовление купальника на основе чертежа трусов (24

ч)

Конструирование трусов и моделирование купальника на их основе (6

ч)

Чтение чертежа трусов. Основные конструктивные линии на чертеже. Их

соответствие условным лилиям на фигуре человека. Правила снятия мерок,

необходимых для построения чертежа трусов, их условные обозначения.

Прибавки на свободу облегания, учитываемые при построении чертежа. Формулы,

необходимые для расчета конструкции трусов.

Последовательность построения основы чертежа трусов в тетради в масштабе

1 :4 и в натуральную величину на индивидуальный размер.

Модели купальников. Способы моделирования купальников (изменение формы

выреза, ширины резинки, наличие притачного пояса, отделка аппликацией,

вышивкой, тканью другого цвета и др.).

Выбор ткани и отделки для купальника. Моделирование купальника выбранного

фасона. Подготовка выкройки к раскрою. Определение расхода ткани.

Примерный перечень практических работ.

1. Снятие мерок и запись результатов измерений.

2. Расчет конструкции трусов по формулам.

3. Построение чертежа трусов в масштабе 1:4 и в натуральную величину по

своим меркам.

4. Выбор фасона купальника и выполнение моделирования.

5 Подготовка выкройки купальника к раскрою.

Технология обработки Купальника (18 ч)

Подготовки ткани к раскрою. Особенности раскладки выкройки купальника на

ткани с различным типом рисунка: одноцветный, с долевыми симметричными

полосами, с поперечными симметричными полосами, с направленным рисунком, с

асимметричными поперечными полосами.

Обмеловка выкроек и раскрой ткани. Подготовка деталей кроя к обработке.

Перенос на детали контурных, контрольных и центральных линий изделия.

Обработка деталей кроя.

Пришивание накладной ластовицы. Скалывание, сметывание и стачивание

деталей купальника запошивочным или двойным швом.

Заготовка косых обтачек для обработки вырезов. Последовательность

обработки кругообразного замкнутого выреза косой обтачкой. Обработка

верхнего края купальных трусов под резинку.

Отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Требования к качеству

готового изделия.

Примерный перечень практических работ.

1. Раскладка выкройки на ткани и раскрой.

2. Прокладывание контурных, контрольных и центральных линий на деталях

кроя.

3. Обработка деталей кроя. Настрачивание ластовицы.

4. Скалывание, сметывание и стачивание деталей кроя.

5. Выполнение отделочных работ. Обработка срезов купальных трусов.

6. Влажно-тепловая обработка и определение качества готового изделия.

Примерный перечень изделий. Купальные трусы, купальник, бельевые трусы,

ползунки.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель изучения этого раздела – способствовать формированию у учащихся

художественной культуры как составной части материальной и духовной

культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении

образным языком декоративно-прикладного искусства. Предлагаемая программа

построена так, чтобы дать школьникам представление о разных видах

декоративно-прикладного искусства и его значении в жизни каждого человека.

Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные

формы выражения при изготовлении различных изделий.

Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с

произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных

ремесел, образцами дизайнерских разработок. Большое значение имеет

обсуждение художественных выставок и работ одноклассников, поиск и подбор

иллюстраций для составления коллекции школьного музея декоративно-

прикладного искусства и др.

Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и

коллективно. Законченные работы могут быть изготовлены для дома,

использованы для оформления интерьера школы или коммерческих целей.

Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности

школьников играет определяющую роль в их воспитании. Очень важно при этом,

чтобы учитель подбирал высокохудожественные объекты труда.

При выполнении практических работ школьники, кроме освоения

технологических приемов, должны включаться в решение задач, направленных на

создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и

эстетическим требованиям.

Художественная обработка материалов требует серьезных знаний и умений в

обращении с ручным инструментом и станочным оборудованием. Одновременно с

этим она представляет уникальную возможность соединить трудовую подготовку

с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой

культуры труда. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов

вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами

труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Именно поэтому данная

программа предлагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с

художественной обработкой материалов и ставит своими основными задачами:

сформировать у школьников эстетическое отношение к труду, научить

пользоваться инструментом, станками и оборудованием, ценить красоту

В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и

творческих возможностей школьников. Все объекты труда подбираются с таким

расчетом, чтобы они были максимально познавательными с точки зрения

политехнического обучения, имели эстетическую привлекательность и давали

представление о традиционных художественных видах обработки древесины или

металла.

На изучение программы выделена 3-я четверть в VII классе для мальчиков и

3-я четверть в VIII классе для девочек.

В IX – XI классах художественная обработка материалов может изучаться в

вариативной части учебного плана.

Для дальнейшего развития художественных способностей учащихся имеется

возможность использовать занятия по художественно-декоративному творчеству

в 3-й четверти в Х и XI классах и время, выделенное для выполнения проектов

в этих же классах.

Ниже приводятся два варианта программы художественной обработки

материалов (древесины и металлов) для VII класса.

Программа занятий выбирается учителем в соответствии со своими

возможностями материальным обеспечением учебного процесса и интересам

учащихся.

Необходимо отметить, что программа по художественной обработке металлов

включает в учебный процесс систему новых для школы технологических

процессов, что требует специального оборудования, инструмента,

приспособлений.

Художественная обработка древесины (VII кл.)

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У

УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать.

столярная (ручная и механическая) подготовка поверхности древесины к

отделке;

отделка древесины лакокрасочными материалами (воскование, лакирование,

полирование),

виды мозаики по дереву (маркетри и интарсия),

общие основы художественного конструирования,

виды орнаментов и узоров.

Учащиеся должны уметь: выбирать и самостоятельно разрабатывать рисунки

для художественной отделки изделий,

подготавливать поверхности изделия под художественную об работку,

осуществлять художественную отделку поверхности изделия (выжиганием,

геометрической резьбой, мозаикой, окраской)

Тематический план

|№ |Тема |Количество |

|п./п. | |учебных |

| | |часов |

|1 |Столярная подготовка поверхности | |

|2 |древесины к отделке. |2 |

|3 |Отделка древесины лакокрасочными |2 |

|4 |материалами. |2 |

|5 |Выжигание |4 |

|6 |Резьба по дереву |4 |

|7 |Мозаика по дереву |4 |

| |Общие основы художественного |2 |

| |конструирования | |

| |Орнамент и узор | |

| |Всего |20 |

ПРОГРАММА

Столярная подготовка поверхности древесины к отделке (2 ч)

Обработка поверхностей деталей ручными инструментами. Механизированная

подготовка поверхностей. Приспособления для. механизированной шлифовки

древесины (шлифовальный диск, шлифовальный барабан, шлифовальная головка),

шлифовальный станок, ручное и механическое выпиливание.

Подготовка древесины под следующую отделку (порозаполнение, снятие ворса,

заделка дефектов и т. д.).

Отделка древесины лакокрасочными материалами (2ч)

Воскование (отделка под воск). Лакирование (виды лаков, область их

применения, технология покрытия поверхностей лаками, условия и правила

безопасности труда). Полирование. Отделка изделий красящими веществами

(нитроэмалевыми, водоэмульсионными и другими красками).

Выжигание (2 ч)

Сущность выжигания Инструменты и приспособления, используемые при

выжигании. Нанесение рисунка. Технология выполнения операций по выжиганию.

Выжигание орнаментальных композиций с помощью нагретых металлических

стержней определенного профиля (штемпелей)

Резьба по дереву (4 ч)

Понятие о видах резьбы (плосковыемчатая, плоскорельефная, рельефная,

скульптурная и домовая резьбы).

Материалы, применяемые для резьбы по дереву; условия их выбора.

Подготовка материала.

Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву.

Геометрическая резьба. Элементы геометрической резьбы. Подготовка

заготовки к резьбе. Техника выполнения двухгранных и трехгранных выемок,

скобчатых лунок. Выполнение простейшего орнамента.

Особенности техники контурной резьбы (ознакомление).

Мозаика по дереву (4ч)

Понятие о видах мозаики по дереву (инкрустации, интарсии, блочной

мозаике, маркетри). Материалы и инструменты, применяемые для выполнения

мозаики. Техника выполнения мозаичных наборов. Подготовка рисунка для

мозаичного набора. Изготовление деталей. Фигурный набор шпона. Выполнение

мозаики типа паркета (паркетри). Набор с объемным изображением, наклеивание

и отделка мозаичного набора.

Общие основы художественного конструирования (4 ч)

Понятие о технической эстетике и художественном конструировании, дизайне.

Требования технической эстетики к промышленным изделиям.

Исходные принципы художественного конструирования (Единство формы и

содержания. Соответствие формы и декора свойствам древесины. Учет

технологии изготовления изделия).

Понятнее композиции. Закономерности и средства композиции в

художественном проектировании. Средства достижения цели: симметрия и

асимметрия, композиционное равновесие, статичность и динамичность,

пропорциональность, ритм. Виды композиции.

Орнамент и узор (2ч)

Понятие об орнаменте и узоре. Виды орнаментов: геометрический,

растительный и др. Виды узоров. Основы построения узоров (в круге, квадрате

и т. д.).

Практические работы

Выбор или самостоятельная разработка эскизов изделий для последующей

художественной отделки. Подготовка поверхности изделия под художественную

обработку. Нанесение рисунка на поверхность изделия. Художественная отделка

поверхностей изделий (выжигание, выпиливание, геометрическая резьба,

мозаика по дереву и т. д.), отделка древесины различными способами

(лакокрасочными материалами, морилкой, вощением и т. д.).

Примерный перечень изделий

Игрушки, шкатулки, шахматные доски, разделочные доски, подсвечники,

подставки под горячую посуду, полочки, подносы, соломки, рамки,

декоративные композиции и панно, украшения, макеты этнографических

предметов домашнего быта (ложки, миски, чашки и т. д.).

Художественная обработка металла (VII кл.)

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ,

ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;

принципы и технология изготовления изделий из металлопластики, из

пропильного металла, изделий из проволоки;

чеканка на резиновой подкладке.

Учащиеся должны уметь:

изготавливать простые изделия с элементами металлопластики; из

пропильного металла, из проволоки, из листового металла методом чеканки на

резиновой подкладке.

Тематический план

|№ |Тема |Количество учебных |

|п./п. | |часов |

|1 2 3 |Вводное занятие. |1 |

|4 |Металлопластика. |4 |

|5 |Пропильной металл. |4 |

| |Изделия из |5 |

| |проволоки. |6 |

| |Чеканка на резиновой| |

| |подкладке. | |

| |Всего |20 |

ПРОГРАММА

Вводное занятие (1 ч)

Общие организационные сведения. Роль декоративно-прикладного искусства в

жизни человека. Демонстрация изделий, репродукций и др., раскрывающих

основные направления в художественной обработке металла. Ознакомление с

образцами изделий, которые будут изготавливаться на последующих занятиях.

Металлопластйка (4 ч)

Металлопластика как начальный этап в обучении чеканке и как

самостоятельный вид художественной обработки металла. Использование

металлопластики и басмы для декорирования изделий в прошлые века и в наше

время. Применяемые материалы и инструменты. Технология изготовления

рельефов на тонком листовом металле. Простейшие способы выявления рельефа

при помощи тонирования битумным лаком и графитом. Высветление отдельных

участков рельефа. Возможные характерные ошибки при работе. Способы

установки металлопластики на декорируемое изделие. Достоинства и недостатки

декоративных рельефов, выполненных на тонком листовом металле.

Примерные объекты труда. Открытка с элементами металлопластики, малая

.фанерная полочка или коробочка из плотного картона с декоративными

металлическими накладками, рельефы-символы для учебных кабинетов или

пособий.

Пропильной металл (4 ч)

Использование старыми мастерами пропильного металла при изготовлении

бытовых и культовых изделий. Пропильной металл в современном декоративно-

прикладном искусстве. Выбор металлов для работы по их физическим и внешним

качествам (цвет, блеск, возможность полировки, патинирования, оксидирования

и др.).

Композиция и место пропильных элементов на изделии в целом. Использование

ажурных накладных декоративных элементов в сочетании с металлами,

древесиной, тканью, кожей и другими материалами для достижения наибольшего

декоративного и функционального эффекта. Технология изготовления контурных

изображений из металла, посредством .выпиливания или высверливания

отверстий с последующей их опиловкой надфилями. Отделка металлических

предметов, предназначенных для самостоятельного использования. Возможные

рациональные способы крепления декоративных пропильных изображений на

изделиях из различных материалов. Выбор способа отделки металлических

накладок с целью достижения их гармонии сообщим обликом предмета в целом.

Приемы безопасного труда.

Примерные объекты труда. Брелок для ключей, эмблемы-накладки на альбомы,

декоративные элементы для кожаных или текстильных изделий, накладки на

замочные скважины, запоры-защелки или рукоятки для шкатулок, пряжки для

поясных ремней.

Изделия из проволоки (5 ч)

Пластические возможности материала. Особенности композиции изделия,

влияние толщины металла на декоративную выразительность. Использование

проволоки в сочетании с другими материалами. Демонстрация репродукции

стальных кованых решеток, входных навесов, балконов и др. Показ пособий,

иллюстрирующих работу с проволокой современных художников (В. Е. Цигаль и

др.). Технология работы с проволокой, ее правка, гибка ручным инструментом,

гибка в тисках и с применением различных оправок и приспособлений.

Различные способы соединения проволочных деталей: скрутка, муфты, хомуты,

пайка соединений, армированных тонкой медной проволокой. Декоративная

отделка изделий. Варианты соединения проволочных элементов с другими

материалами. Приемы безопасности труда.

Примерные объекты труда. Подсвечники, декоративные подставки для

карандашей, ажурные крючки для вешалок, решетки-подкладки под горячие

предметы, кронштейны для небольших полочек.

Чеканка на резиновой подкладке (6 ч)

Сходство и различие металлопластики и чеканки. Использование чеканки при

изготовлении изделий из листового металла в древности и в настоящее время.

Материалы и инструменты. Технология и приемы получения рельефных

изображений на листе металла с помощью чекана-расходника, правка

отчеканенной пластины, нанесение фактуры чеканами, крацеванием и другими

способами. Обработка кромок, окончательная отделка и способы крепления

пластины на место эксплуатации.

Примерные объекты труда. Номерной знак для квартиры, садового участка или

рабочего места учебной мастерской, элементы орнамента для декорировки

стендов с учебными пособиями, металлические подкладки под крючки, вешалки,

декоративная пластинка на шкатулку.

Художественно-прикладное творчество

(вариативная часть учебного плана)

Художественная обработка металла

Х класс (20 ч)

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ,

ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

виды декоративно-прикладного искусства, его исторические корни;

технология выполнения чеканки на резиновой подкладке, граверных и сканых

работ;

Tехнология выполнения работ в технике просечного металла.

Учащиеся должны уметь:

выполнять простые чеканные и граверные работы, работы в технике и

пропильного металла;

изготавливать простые, сканые изделия;

изготавливать простые изделия с элементами металлопластики;

изготавливать изделия из пропильного металла, из проволоки, из листового

металла методом чеканки на резиновой подкладке.

Тематический план

|№ п./п.|Тема |Количеств|

| | |о учебных|

| | |часов |

|1 |Вводная беседа |1 |

|2 |Изготовление чеканки на |5 |

|3 |смоляной основе Граверные |6 |

|4 |работы |4 |

|5 |Просечной металл |4 |

| |Скань | |

| |Всего |20 |

ПРОГРАММА

Вводная беседа (1 ч)

Декоративно-прикладное искусство, его исторические корни. Единство

эстетического и функционального начал при формировании предметной среды,

окружающей человека. Влияние традиций, образа жизни и благосостояния

населения на развитие художественных ремесел. Общие черты и основные

отличия дизайна и декоративно-прикладного искусства. Художественная

обработка металла как составная часть слесарного искусства и ее взаимосвязь

с другими ремеслами. Краткая история металлообработки. Технический прогресс

и обогащение возможностей художников-металлообработчиков.

Изготовление чеканки на смоляной основе (5 ч)

Краткие исторические сведения. Характерные мотивы и композиции чеканных

изделий, выполненных мастерами различных стран в разные эпохи (Россия,

Грузия, Узбекистан, Иран и др.). Виды чеканных работ: по плоскости

листового металла, по объемному тонкостенному изделию, по литому предмету.

Выбор листового материала для чеканки, его очистка и термообработка,

подготовка смолы, сведения об инструменте чеканщика, различные приемы

перевода рисунка на металл.

Особенности выполнения рабочих приемов чеканами различного профиля.

Способы достижения наибольшей выразительности за счет формы рельефа.

Отделка изделия абразивными материалами и патинированием. Приемы

безопасного труда.

Примерные объекты тру да. Декоративные вставки для светильников, накладка

на деревянные изделия, знаки-символы для оформления стендов школьных

помещений.

Граверные работы (6 ч)

Исторические сведения и виды гравюр. Ручной инструмент для выполнения

гравюры по металлу (штихели) и их разновидности. Особенности инструмента и

рабочих приемов. Способы закрепления и удержания обрабатываемого изделия.

Выбор материала для гравирования. Особенности отделки изделий шлифовкой,

полировкой, канфареньем, тонированием. Выполнение граверных работ

бормашиной, обычным и электрохимическим травлением. Оборудование для

травления, материалы, офортные иглы. Приемы безопасного труда.

Примерные объекты труда. Браслеты, значки, броши, пряжки, застежки, узоры

на малых металлических изделиях.

Просечной металл (4ч)

История производства листового металла. Просечной металл в декоративно-

прикладном искусстве прежде и в настоящее время. Особенности работы с

различными металлами. Просечка отверстий и изображений. Инструмент и

оборудование: сечки, оправки, молотки, ломики и пр. Влияние заусенцев на

качество изделия. Зиги и способы их получения. Фальцовые швы: одинарные и

двойные, стоячие и лежачие, донные. Соединение деталей язычками, скобками.

Конструирование изделий и последовательность их сборки.

Механизация работ с листовым металлом.

Безопасные приемы работ.

Примерные объекты труда. Вывески-символы (знаки визуальной коммуникации)

для учебных мастерских и кабинетов, флюгера, навершия для печных труб.

Скань (4 ч)

Краткая история народных промыслов. Виды скани. Свивание, прокат,

волочение заготовок. Получение зерни. Простейшие способы набора скани на

древесине и металле. Пайка мягкими и твердыми припоями. Оборудование и

технологические сведения. Отделка изделий Дополнение скани эмалями и

краткий исторический обзор о горячих и холодных эмалях.

Безопасные приемы работы.

Примерные объекты труда. Броши, заколки, накладки на пудреницы,

декоративные элементы для различных изделий из древесины, ткани, кожи,

металла.

XI класс (20 ч)

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

технология изготовления изделий в технике дифовки, гальванопластики и

ротационной вытяжки.

Учащиеся должны уметь:

получать простые формы изделий из металла при помощи свободной выколотки;

обращаться с гальванической ванной;

изготавливать простые восковые модели и отливать по ним изделия;

выдавливать на токарном станке объемные тела вращения из листового

металла.

Тематический план

|№ п/п |Виды работ |Количест|

| | |во |

| | |учебных |

| | |часов |

|1 |Выколотка из металла |6 |

|2 |Гальванопластика |4 |

|3 |Литье |4 |

|4 |Ротационная вытяжка |6 |

| |Всего |20 |

ПРОГРАММА

Выколотка из металла (дифовка) (6 ч)

Использование дифовки для получения различных изделий мастерами прошлых

эпох и современными художниками. Сущность выколотки. Свободная выколотка и

выколотка по моделям. Осадка металла. Выкройка деталей и сборка. Сочетание

выколотки с другими видами художественной обработки материалов. Приемы

безопасного труда.

Примерные объекты труда. Малый металлический ковш, небольшой поднос или

коробочка для мелочей, простая неглубокая посуда.

Гальванопластика (4 ч)

Сущность процесса и история развития Роль гальванопластики в

художественном творчестве Возможности гальванопластики в школе с

использованием медно-закисного электролита. Изготовление и приемы зарядки

форм Материалы Влияние формы анода и рельефа модели на качество покрытия.

Оборудование Основные неполадки в работе гальванической ванны. Приемы

отделки медных изделий после гальванического наращивания Возможности

электролитического наращивания других металлов. Приемы безопасного труда.

Примерные объекты труда. Медали-плакетки, донные декоративные накладки к

изделиям, полученным дифовкой и ротационной вытяжкой, предметы малой

пластики.

Литье (4 ч)

Сущность процесса. Виды литья. Материалы. Виды моделей. Особенности литья

художественных изделий и история его развития. Вакуумное литье по восковой

выплавляемой модели в учебной мастерской. Технология, выбор материалов,

этапы и приемы работы, инструмент и оборудование. Характерные причины

брака, приемы его устранения и предупреждения. Отделка литых изделий.

Приемы безопасного труда и требования пожарной безопасности.

Примерные объекты труда. Скульптуры малых форм – фигурки солдатиков,

животных. Мелкая фурнитура для шкатулок, мебели, декоративные литые детали

для различных декоративно-прикладных изделий.

Ротационная вытяжка (выдавливание форм вращения из тонкого листа

металла на станке) (6 ч)

Вытяжка по внешнему и внутреннему шаблонам, достоинства и недостатки

каждого способа. Выбор материала, инструмент, режимы обработки. Вытяжка

изделий на токарных станках для обработки металла и на станках для

обработки древесины. Особенности деформации металла и era крепление к

шаблону. Приемы отделки и подрезания листового металла, обрабатываемого на

станке. Получение дополнительных декоративных эффектов на поверхности

изделия: накатками, фасонными роликами, вибрирующим давильным инструментом.

Особые приемы термообработки заготовок для последующей чеканки на них

рельефных изображений. Приемы безопасного труда.

Примерные объекты труда. Блюда, розетки, декоративные крышки,

подсвечники, фляжки – декорированные гравировкой или чеканкой, пропильным

металлом или сканью.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ТКАНИ

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ

Вязание на спицах

Учащиеся должны знать:

возможности техники вязания на спицах, материалы и инструменты;

свойства шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей;

правила подбора спиц для вязания;

условные обозначения, применяемые при вязании на спицах;

технология вязания на двух и пяти спицах;

способы ремонта вязаных изделий.

Учащиеся должны уметь:

подбирать спицы в соответствии с толщиной и качеством нити и видом узора;

выполнять записи узоров вязания с помощью условных обозначении;

вязать простые изделия на двух и пяти спицах;

производить ремонт вязаных изделий.

Аппликация и вышивка

Учащиеся должны знать:

общие сведения из; истории, старинной, народной вышивки;

материалы, применяемые для аппликаций;

сочетание аппликаций с разными видами вышивки;

технологические приемы выполнения аппликаций из различных материалов;

особенности обработки края рисунка;

технология выполнения съемной аппликации;

правила подбора фурнитуры в зависимости от вида ткани, назначения я

модели изделия;

способы прикрепления бисера, и блесток;

правила сочетания аппликаций с вышивкой;

особенности окончательной отделки изделий из разных тканей;

правила ухода за изделиями с отделкой аппликацией, вышивкой, бисером и

блестками.

Учащиеся должны уметь:

подбирать из журналов мод и составлять рисунки для аппликаций;

выполнять аппликации из различных материалов;

обрабатывать края рисунка, подбирать фурнитуру к изделию,

выполнять отделку изделий бисером и блестками, сочетать аппликации с

вышивкой;

выполнять окончательную отделку изделия с вышивкой, аппликацией, бисером

и блестками.

Макраме и фриволите

Учащиеся должны знать:

история развития и возможности техники макраме и фриволите;

материалы для выполнения плетения в технике макраме и фриволите,

инструменты и приспособления;

технология плетения узлов и узоров;

конструктивные детали и декоративные элементы, вплетаемые в изделия;

определение длины нити;

устройство челнока, правила намотки ниток на челнок;

технология плетения в технике фриволите одним и двумя челноками;

правила выполнения рисунков плетения.

Учащиеся должны уметь:

подбирать материалы для плетения;

пользоваться инструментами и приспособлениями;

выполнять основные узлы и узоры;

вплетать в узоры декоративные элементы и конструктивные детали в технике

макраме;

определять длину нити;

наматывать нити на челнок;

выполнять плетение в технике фриволите одним и двумя челноками;

выполнять эскизы рисунков плетения.

Машинная вышивка

Учащиеся должны знать:

возможности применения машинной вышивки в отделке современной одежды;

инструменты, приспособления, материалы для машинной вышивки;

правила подготовки швейной машины к работе, ухода за машиной, регулировки

натяжения нити;

способы закрепления ткани в пяльцах;

способы перевода рисунка на ткань;

приемы вышивания на машине;

техника выполнения простых и сложных швов;

приемы выполнения художественной машинной вышивки простыми и сложными

швами;

правила обработки изделий после вышивки.

Тематический план

|№ |Тема |Количест|

|п/п.| |во |

| | |учебных |

| | |часов |

| |Вязание на спицах |10 |

|1 |Материалы и инструменты. Правила |2 |

|2 |начала вязания. |2 |

|3 |Технология выполнения простых |4 |

|4 |петель. |2 |

| |Убавление, прибавление и закрывание |10 |

|5 |петель. |4 |

|6 |Соединение петель |4 |

|7 |Аппликация и вышивка |2 |

| |Виды и способы выполнение |10 |

|8 |аппликации. | |

| |Подбор фурнитуры. |2 |

|9 |Окончательная отделка изделий. |2 |

|10 |Макраме и фриволите |2 |

|11 |Материалы и приспособления для |4 |

| |выполнения изделий в технике |10 |

|12 |макраме. |1 |

|13 |Приемы выполнения изделий в технике |2 |

|14 |макраме. |3 |

|15 |Инструменты и приемы работы в |4 |

| |технике фриволите. | |

| |Выполнение различных узлов в технике| |

| |фриволите | |

| |Художественная вышивка на швейной | |

| |машине | |

| |Возможности и инструменты машинной | |

| |вышивки. | |

| |Приемы вышивания на машине. | |

| |Контурные и отделочные строчки. | |

| |Технология выполнения машинной | |

| |вышивки простыми и сложными швами. | |

Учащиеся должны уметь:

переоборудовать и налаживать, швейную машину для выполнения машинной

вышивки;

заправлять ткань в пяльцы для, работы на швейной машине;

выполнять различные швы и применять их для художественного оформления

швейных изделий;

выполнять окончательную обработку швейных изделий после

вышивки.

ПРОГРАММА

Вязание на спицах

Материалы и инструменты. Правила начала вязания (2 ч)

Краткие сведения из истории этого старинного рукоделия. Ассортимент

изделий, выполняемых в технике вязания на спицах.

Материалы и инструменты для вязания. Характеристика шерстяных, пуховых,

хлопчатобумажных и шелковых нитей. Правила подбора спиц из стали,

пластмассы, кости, древесины в зависимости от качества и толщины нити.

Правила начала вязания на двух и. пяти спицах. Накидывание петель

(скрещенное, вязаное, накидка простыми петлями, накидка двойными петлями,

накидка с пико). Условные обозначения, применяемые при вязании на спицах.

Технология выполнения простых петель (2 ч)

Правильное положение рук при вязании на спицах. Технология выполнения

простых петель различными способами. Воздушная петля.

Убавление, прибавление и закрывание петель (4 ч)

Убавление и прибавление петель. Закрывание петель. Последовательность

вязания носков. Вывязывание пятки и носка. Штопка вязаных изделий.

Соединение петель (2ч)

Соединение петель по лицевой стороне. Соединение петель по изнаночной

стороне. Вязание двумя нитками различной толщины.

Примерный перечень практических работ.

1. Изготовление образцов вязания на спицах.

2. Выполнение эскизов вязаных декоративных элементов для платьев.

3. Изготовление образца детской шапочки и шарфика в уменьшенном масштабе.

4. Изготовление образца детского носочка в масштабе 1:4.

5. Изготовление образца ажурной салфетки, воротничка или манжеты.

6. Выполнение эскизов интерьера столовой, украшением которой будут

изделия, связанные на спицах (скатерть или кайма скатерти, салфетки,

занавески, декоративные вазочки и др.).

Аппликация и вышивка

Виды и способы выполнения аппликации (4 ч)

Значение аппликации в старинной народной вышивке. Аппликации из кожи,

меха, атласа, бархата и других материалов. Сочетание аппликации с другими

видами вышивки (бисером и блестками, вышивкой гладью, крестом и др.).

Особенности обработки края рисунка у осыпающихся и неосыпающихся тканей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ