Рефераты
 

Программа по Технологии

Двигатели постоянного тока (2 ч)

Принцип действия и конструкции коллекторных двигателей постоянного тока с

электромагнитным возбуждением и возбуждением от постоянных магнитов.

Практическая работа (по выбору). Двигатель постоянного тока с

возбуждением от постоянных магнитов. Двигатель постоянного тока с

электромагнитным возбуждением.

Бытовые электроосветительные и электронагревательные приборы (2 ч)

Нагревательные элементы. Конструкция и принцип действия бытовых

нагревательных, электроприборов. Конструкция лампы накаливания. Пути

экономии электроэнергии.

Практическая работа (по выбору) Изучение электроутюга. Изучение

терморегулятора.

Переменный электрический ток (2 ч)

Амплитуда, частота, период переменного электрического тока. Источники

тока. Линии передачи. Трансформатор. Устройство трансформатора и его

назначение. Экологические проблемы производства электроэнергии.

Практическая работа (по выбору). Ознакомление с трансформатором.

Ознакомление с коллекторным двигателем переменного тока.

Выпрямители (2 ч)

Принцип работы выпрямителя. Полупроводниковые диоды. Одно- и

двухполупериодные выпрямители.

Практическая работа (по выбору). Исследование работы однополупериодного

выпрямителя. Исследованием работы двухполупериодного выпрямителя.

Двигатели переменного тока (2ч)

Принцип действия и конструкция коллекторного двигателя переменного тока.

Понятие о вращающемся магнитном поле. Принцип действия и конструкция

асинхронного конденсаторного двигателя. Запуск асинхронного двигателя.

Практическая работа. Изучение конденсаторного однофазного двигателя

переменного тока.

Понятие о трехфазной системе переменного тока (2 ч)

Источники и потребители трехфазного переменного тока. Соединение

потребителей в звезду и треугольник.

Практическая работа (по выбору). Виды соединения нагрузки в трехфазной

системе. Изучение трехфазного двигателя.

Радиоэлектроника

(IX класс, 18 ч)

Понятие о радиоэлектронике.

Преобразования сигналов (2 ч)

Области применения радиосигналов. Преобразования акустических и

оптических сигналов в электрические в радио- и телевизионных передатчиках.

Использование электромагнитных волн для передачи информации. Преобразования

электрических сигналов в акустические и оптические в радио- и телевизионных

приемниках.

Практическая работа. Изучение микрофона.

Элементная база радиоэлектроники (2ч)

Вакуумные и полупроводниковые приборы. Интегральные микросхемы.

Биполярный и полевой транзисторы Параметры транзисторов. Работа транзистора

на постоянном токе.

Практическая работа. Измерение коэффициента передачи по току биполярного

транзистора.

Усилитель переменного тока (2 ч)

Назначение и принцип действия усилителя переменного тока низкой частоты

на биполярных транзисторах. Принципиальная (электрическая) схема усилителя.

Практическая работа. Сборка и регулировка усилителя низкой частоты на

биполярных транзисторах.

Избирательные цепи. Детекторный приемник (2 ч)

Разделение радиосигналов разных радиостанций. Понятие о колебательном

контуре. Детекторный приемник и его настройка.

Практическая работа. Сборка и налаживание детекторного приемника.

Генератор синусоидальных колебаний (2 ч)

Функциональная система генератора синусоидальных колебаний. Управление

частотой и амплитудой колебаний генератора. Понятие о модуляции – изменении

параметров колебаний при передаче информации.

Практическая работа. Проектирование генератора на заданную частоту

колебаний.

Телеграфная, телефонная, радио- и оптическая связь (2ч)

Особенности использования различных видов связи при передаче информации.

Области применения. Экологические проблемы. Защита от излучений.

Практическая работа. Проектирование и исследование телеграфного

устройства связи.

Генератор несинусоидальных колебаний (2ч)

Функциональная и принципиальная схема генератора несинусоидальных

колебаний. Мультивибратор на биполярных транзисторах.

Практическая работа. Сборка и исследование симметричного мультивибратора.

Имитаторы звука на мультивибраторах (2 ч)

Назначение и функциональная схема имитатора звука на мультивибраторах.

Практическая работа. Сборка и регулировка имитатора звука на

мультивибраторах.

Охранные устройства на транзисторах (2ч)

Назначение и требования, предъявляемые к охранным устройствам. Охранные

устройства со световой и звуковой сигнализацией

Практическая работа. Сборка простейшего охранного устройства на основе

мультивибратора.

Автоматика и цифровая электроника

(IX класс, 14 ч)

Датчики (2ч)

Автоматы в быту и на производстве. Датчики (чувствительные элементы),

усилители и исполнительные устройства. Контактные датчики линейных и

угловых перемещений.

Практическая работа. Исследование датчика линейных (угловых) перемещений.

Усилители постоянного тока (2 ч)

Назначение усилителей постоянного тока и их отличие от усилителей

переменного тока. Усилители постоянного тока на биполярных транзисторах и

интегральных микросхемах.

Практическая работа. Проектирование усилителя постоянного тока для

индикации проводимости водного раствора.

Простейшие автоматы (2 ч)

Автоматические устройства замкнутого и разомкнутого типа. Автоматические

регуляторы температуры, влажности, освещенности, числа оборотов двигателя.

Структурная схема и принцип действия.

Практическая работа. Проектирование автоматического регулятора.

Базовые, логические элементы цифровой электроники (2 ч)

Понятие о двоичных кодах. Арифметические и логические операции с

двоичными кодами в ЭВМ. Базовые логические элементы НЕ, ИЛИ, И. Таблица

истинности базовых логических элементов. Реализация логических элементов на

транзисторах и интегральных микросхемах.

Практическая работа. Исследование таблицы истинности.

Триггеры (2ч)

Операционная память ЭВМ. Назначение триггеров. Функциональная и

принципиальная схемы асинхронного RS-триггера на логических элементах ИЛИ –

НЕ. Таблица истинности триггера.

Практическая работа. Сборка и исследование асинхронного RS -триггера на

биполярных транзисторах (интегральной микросхеме).

Большие интегральные схемы (2 ч)

Использование ЭВМ для управления технологическими процессами. Понятие о

высоких технологиях. Цифроаналоговые и аналого-цифровые преобразователи

сигналов.

Практическая работа. Исследование модели цифро-аналогового

преобразователя.

Робототехника и автоматизация производства (2 ч)

Роль и назначение роботов в комплексной автоматизации производства.

Классификация роботов.

Практическая работа. Проектирование учебного робота.

Вариант II

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

По этому варианту работают учащиеся IX класса, которые углубленно изучают

раздел «Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов». По

сравнению с вариантом I здесь существенно уменьшено количество учебных

часов, что заставило опустить многие вопросы. При этом сохранены все блоки:

электротехника, радиоэлектроника, автоматика и цифровая электроника.

В программе электротехники сохранены сведения о производстве, передаче и

потреблении электрической энергии. Несмотря на то что курс электротехники

IX класса в большей степени обеспечен общеобразовательной подготовкой

учащихся полностью отказаться от опережающих (no отношению к курсу физики)

сведений невозможно.

Опускаются в этом варианте и темы, не имеющие прямого отношения к разделу

«Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов» и не

являющиеся опорой для изучения последующих предметов, например: «Провода и

способы их соединения», «Асинхронные двигатели», «Трехфазная система

переменного тока». Ознакомление же с электроизмерительными приборами

остается на уровне курса физики VIII класса. Соответственно с изменением

содержания программы подраздела «Электротехника» внесены изменения и в

практические работы.

Уменьшено количество учебных часов и на подраздел «Радиоэлектроника». Тем

не менее, в программе этого подраздела отражены вопросы использования

радиоэлектроники и ее элементной базы, усиления гармонических колебаний,

модуляции и структуры систем связи, а также использования генераторов

несинусоидальных колебаний в быту.

Подраздел «Автоматика и цифровая электроника» также сокращен, однако в

его содержании сохранены понятия о датчиках и структуре систем

автоматического регулирования, логических элементах и больших интегральных

схемах, автоматизации, робототехнике и высоких технологиях.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

принципы производства и передачи электрической энергии, ее роль в

народном хозяйстве и сопутствующие экологические проблемы;

устройство и действие электрических двигателей постоянного тока;

принцип действия коллекторного двигателя переменного тока;

устройство основных бытовых электроосветительных и электронагревательных

приборов;

элементарные принципы передачи информации с помощью электромагнитных

волн, работы радиоэлектронных устройств, устройств автоматического

регулирования технологических параметров и цифровой электроники.

Учащиеся должны, уметь:

составлять принципиальные схемы простейших электрических целей с

различными видами нагрузки и собирать их;

собирать простейшие радиоэлектронные устройства и устройства автоматики.

Тематический план

|№ |Тема |Количество |

|п./п| |учебных |

|. | |часов |

| |Электротехника (IX кл.) | |

|1 |Электрические цепи. |2 |

|2 |Магнитный свойства тока. |2 |

|3 |Переменный электрический ток. |2 |

|4 |Бытовые электроосветительные и |2 |

| |электронагревательные приборы. | |

| |Радиоэлектроника (IX кл.) | |

|1 |Назначение и элементная база |2 |

|2 |радиоэлектроники. |2 |

|3 |Усилители переменного тока. |2 |

|4 |Генераторы колебаний. |2 |

|5 |Имитаторы звука на |2 |

| |мультивибраторах. | |

|1 |Телеграфная, телефонная, радио- и |2 |

|2 |оптическая связь. |2 |

|3 |Автоматика и цифровая электроника |2 |

|4 |(IX кл. ) |2 |

|5 |Датчики. |2 |

|6 |Усилители постоянного тока. |2 |

|7 |Простейшие автоматы. |2 |

| |Базовые логические элементы | |

| |цифровой электроники. | |

| |Цифровые автоматы. | |

| |Большие интегральные схемы. | |

| |Робототехника и автоматизация | |

| |производства. | |

ПРОГРАММА

Электротехника

(IX класс, 8 ч)

Электрические цепи (2 ч)

Области применения электрической энергии. Правила безопасной работы с

электрооборудованием. Источники тока. Потребители тока. Устройства

управления и защиты (выключатель, кнопка» предохранитель). Типы проводов.

Практическая работа (по выбору). Сборка электрической цепи с элементами

управления и защиты. Проверка неисправности электрической цепи.

Магнитные свойства тока (2 ч)

Электромагниты и их применение. Электромагнитное реле. Коллекторный

двигатель постоянного тока.

Практическая работа (по выбору). Двигатель постоянного тока с

возбуждением от постоянных магнитов. Двигатель постоянного тока с

электромагнитным возбуждением.

Переменный электрический ток (2ч)

Амплитуда, частота, период. Электрогенераторы. Линии передачи.

Трансформаторы: назначение, и принцип действия. Коллекторный двигатель

переменного тока. Экологические проблемы производства электроэнергии.

Практическая работа (по выбору). Изучение электромагнитного реле и его

включение в простейшую электрическую цепь. Изучение контактора и его

включение в цепь нагрузки.

Бытовые электроосветительные и электронагревательные

приборы (2 ч)

Изучение конструкции различных, электронагревательных элементов.

Электроосветительные, приборы. Пути экономии электроэнергии.

Практическая работа (по выбору). Ознакомление с устройством электроутюга

и проверка его исправности с помощью пробника. Изучение работы

биметаллического терморегулятора.

Радиоэлектроника

(IX класс. 10 ч)

Назначение и элементная база радиоэлектроники (2 ч)

Области применения радиоэлектроники. Элементная база радиоэлектроники.

Электровакуумные и полупроводниковые приборы. Биполярный транзистор.

Практическая работа. Работа биполярного транзистора на постоянном токе.

Усилители переменного тока (2 ч)

Усилители на транзисторах и интегральных микросхемах. Качественные

характеристики усилителей низкой частоты. Микрофон и динамическая головка.

Практическая работа. Совместная работа микрофона, двухкаскадного

усилителя низкой частоты и динамической головки.

Генераторы колебаний (2 ч)

Источники синусоидальных и несинусоидальных колебаний. Функциональная

схема генератора.

Практическая работа. Исследование работы генератора несинусоидальных

колебаний – мультивибратора на биполярных транзисторах.

Имитаторы звука на мультивибраторах (2 ч)

Назначение и функциональная схема имитатора звука на мультивибраторах.

Практическая работа. Сборка и регулировка имитатора звука на

мультивибраторах.

Телеграфная, телефонная, радио- и оптическая связь (2 ч)

Особенности использования различных видов связи при передаче информации.

Экологические проблемы. Защита от излучений.

Практическая работа. Проектирование и исследование телеграфного

устройства связи.

Автоматика и цифровая электроника

(IX класс, 14 ч)

Датчики (2 ч)

Автоматы в быту и на производстве. Датчики (чувствительные элементы),

усилители и исполнительные устройства. Контактные датчики линейных и

угловых перемещений. Датчики освещенности и температуры.

Практическая работа. Исследование датчиков.

Усилители постоянного тока (2 ч)

Назначение усилителей постоянного тока Усилители на биполярных

транзисторах и интегральных микросхемах. Качественные характеристики

усилителей

Практическая работа. Совместная работа датчиков, усилителей и

исполнительных устройств.

Простейшие автоматы (2 ч)

Структура автомата.

Практическая работа. Проектирование автомата на биполярных транзисторах с

датчиком (освещенности, температуры и т. д.) и исполнительными устройствами

– миниатюрной лампой накаливания, электромагнитным реле, электромотором и

т. д.

Базовые логические элементы цифровой электроники (2 ч)

Понятие о двоичных кодах. Арифметические и логические операции с

двоичными кодами в ЭВМ. Базовые логические элементы НЕ, ИЛИ. И.

Практическая работа. Исследование таблицы истинности базовых логических

элементов.

Цифровые автоматы (2 ч)

Цифровые автоматы комбинационного типа. Преобразователи кодов.

Практическая работа. Проектирование автомата типа кодового замка на

основе логических элементов.

Большие интегральные схемы (2 ч)

Использование ЭВМ для управления технологическими процессами.

Понятие о высоких технологиях. Цифроаналоговые и аналого-цифровые

преобразователи.

Практическая работа. Исследование модели цифро-аналогового

преобразователя.

Робототехника и автоматизация производства (2 ч)

Роль и назначение роботов в комплексной автоматизации производства.

Классификация роботов.

Практическая работа. Проектирование учебного робота.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ЭЛЕКТРОТЕХНИКЕ

1. Демонстрация возникновения электрического тока.

2. Демонстрация различных типов плавких предохранителей в натуре и

учебных таблицах.

3. Демонстрация простейшей электрической цепи с предохранителем.

4. Показ учебных таблиц с изображением различных типов электрических

станций (тепловой, гидравлической, атомной).

5. Показ различных видов соединения проводов.

6. Магнитное поле катушки с током и роль сердечника в ней.

7. Различные типы электромагнитных реле.

8. Электромагнитный контактор.

9. Кнопочная станция контактора.

10. Действие тока (механическое, тепловое, магнитное).

11. Демонстрация по учебной таблице устройства магнитоэлектрического

прибора.

12. Демонстрация коллекторного двигателя постоянного тока и его

реверсирования.

13. Демонстрация обратимости электрических машин.

14. Различные типы нагревательных элементов.

15. Демонстрация работы биметаллических контактов.

16. Демонстрация электрического утюга по учебной таблице и с натуры.

17. Движение проводника, замкнутого на гальванометр, в магнитном поле.

18. Опыт получения переменного тока с механическим преобразователем и

осциллографом.

19. Показ различных диодов.

20. Демонстрация принципа однополупериодного выпрямления.

21. Демонстрация принципа двухполупериодного выпрямления.

22. Использование механического преобразователя для получения переменных

токов с фазовым сдвигом.

23. Вращающееся магнитное поле в однофазной системе токов.

24. Конденсаторный однофазный асинхронный двигатель.

25. Демонстрация учебной таблицы «Трехфазный генератор».

26. Виды соединения ламповой нагрузки звездой и треугольником.

27. Демонстрация трехфазного асинхронного двигателя (в натуре и на

таблице).

Перечень устройств, реализуемых при выполнении проекта на основе

комплекта НИИ радиоприборостроения

1. Охранные устройства на электромагнитном реле.

2. Охранное устройство на транзисторе и светодиоде.

3. Охранное устройство на транзисторе и реле.

4. Охранное устройство с фотосопротивлением.

5. Охранное устройство со звуковой сигнализацией.

6. Охранная сигнализация с лампой-вспышкой.

7. Охранное устройство с герконом.

8. Имитатор звука канарейки.

9. Имитатор звука капели.

10. Имитатор звука подскакивающего шарика.

11. Имитатор звука двигателя автомобиля.

12. Схема озвученных сигналов поворота автомобиля.

13. Имитатор звука прерывистой сирены.

14. Электронная мина.

15. Миноискатель.

16. Передатчик беспроводной связи.

17. Приемник беспроводной связи.

18. Автоматическая схема включения габаритных огней автомобиля.

19. Автоматическая схема включения, стеклоочистителей автомобиля.

20. Автоматический регулятор температуры.

21. Таймер для фотопечати.

22. Автомат регулирования уровня воды.

23. Индикатор влажности.

24. Детекторный приемник.

25. Приемник прямого усиления.

26. Переключатель елочных гирлянд.

27. Сенсорный выключатель.

28. Индикатор занятой телефонной линии.

29. Светофор.

30. Электронный кодовый замок.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Раздел «Информационные технологии» предполагает ознакомление учащихся с

возможностями использования персональных ЭВМ (ПЭВМ) для решения

практических задач, а также формирование определенных навыков и умений в

работе с наиболее распространенными типами прикладных программных средств

на уровне пользователя. При этом ПЭВМ используется как рабочий инструмент,

а вопросы алгоритмизации и программирования могут быть изучены в курсе

«Информатика». На этот раздел за все годы обучения отводится 62 ч.

В рамках раздела предусмотрены освоение и развитие так называемых

пользовательских навыков работы с персональными компьютерами, т. е. работы

с готовыми программными продуктами, облегчающими и автоматизирующими труд в

различных прикладных, практических сферах человеческой деятельности, как

правило, не связанных с серьезным применением математики, физики, химии, –

традиционных областях применения больших и суперЭВМ.

Программа раздела ориентирована в достаточно большой степени на

существующие в настоящий момент типы универсальных пользовательских

программ – текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, базы

данных.

В ходе изучения раздела учащиеся знакомятся с понятием информации, видами

информации, ее ролью в современном мире; источниками информации; способами

получения передачи, хранения и использования информации; использованием

ПЭВМ для получения, переработки, передачи и хранения информации;

компьютерными телекоммуникациями; освоением типичного прикладного

программного обеспечения, и аппаратных средств современных ПЭВМ для

реализации современных информационных технологий: компьютерным набором и

редактированием текста, деловой перепиской, работой с графическим

редактором, созданием и редактированием изображений, работой с базами

данных, использованием ПЭВМ для анализа ситуаций в школе, на рынке и т. д.,

бухгалтерскими операциями на ПЭВМ, компьютерным делопроизводством,

использованием ПЭВМ в системах управления (роботами, станками с программным

управлением и т. п.), высокими технологиями.

Большинство тем раздела (это зависит от возможностей каждой конкретной

школы) предполагает формирование у учащихся определенных навыков Часть тем

носит ознакомительный, информативный характер. Желательно, чтобы по этим

темам учащиеся подготовили рефераты, тезисы или иллюстрации с

использованием компьютера.

К изучению раздела «Информационные технологии» привлекаются учащиеся со

II по XI класс.

Во II классе происходит знакомство учащихся с понятием об информации и об

основных источниках информации (телефон, телевизор, проигрыватель, книга и

т. д.), а также с возможностью использования информации в виде

радиосигналов для простейшего управления. В качестве объектов управления

можно взять радиоуправляемые игрушки. Во II классе также происходит

знакомство с ПЭВМ на уровне освоения клавиатуры как средства ввода

информации в ПЭВМ и управления простейшими объектами на экране монитора.

Знакомство с ПЭВМ и приобретение простейших навыков общения с ней

посредством клавиатуры происходят в процессе развивающих и дидактических

игр на ПЭВМ. Для желающих (или наиболее подготовленных учащихся) возможно

знакомство с текстовым или графическим редактором. В результате учащиеся

получают представление об основных источниках информации и элементарные

понятия об управлении, как с помощью ПЭВМ, так и без него; они учатся

обращаться с радиоуправляемыми игрушками, с клавиатурой ПЭВМ, воспринимать

и оценивать информацию с экрана монитора в процессе игры.

В V классе учащиеся знакомятся с использованием ПЭВМ как инструмента для

представления информации в текстовом и графическом виде, ее редактирования,

хранения и получения твердых копий этой информации. Они знакомятся с

текстовым и графическим редакторами и учатся работать с ними, а также

использовать ПЭВМ как калькулятор.

В VIII классе учащимся предлагается: ролевая частично имитационная игра в

«предприятие» с использованием компьютера и, по возможности, навыков и

умений, полученных к этому моменту при изучении всех разделов курса

«Технология». В зависимости от возможностей конкретной школы и фантазии

преподавателя это может быть «фабрика игрушек», «швейная фабрика», «кафе-

мороженое» и т. п. Возможности использования ПЭВМ в организации и работе

такого предприятия: ведение деловой переписки, реклама продукции, учет

расходов и доходов, ведение складской документации (учет наличия и расхода

товаров), дизайн и упаковка продукции, разработка фирменного знака,

оформление меню, создание выкроек (по которым потом может быть сшита

игрушечная и настоящая одежда), эскизов игрушек (которые могут быть

сделаны), раскладка продуктов при изготовлении блюд (которые тоже можно

приготовить).

Реализуя знания и умения, полученные при изучении других разделов курса

«Технология», можно имитационную часть игры свести до минимума.

Предполагается также, что в процессе игры учащиеся будут меняться

функциональными ролями, т. е. каждый сможет побыть директором, бухгалтером,

художником, делопроизводителем и т. д.

Возможно, при проведении игры учащиеся впервые встретятся с базами

данных, познакомятся и освоятся с такими операциями, как ввод, поиск,

изменение и извлечение информации.

В Х классе учащиеся знакомятся с основами делопроизводства и

возможностями использования компьютера в делопроизводстве (текстовый

редактор). Кроме того, учащиеся осваивают электронные таблицы и их

использование в финансовых и других расчетах. В программу Х класса входит

также знакомство с базами данных и возможностями их использования для

ведения документации в офисе, школе, на предприятии, в регистратуре

поликлиники и т. п.

Учащиеся XI класса знакомятся с использованием компьютера в современном

мире, в различных сферах деятельности современного человека. Помимо

традиционных форм подачи материала, очень полезны на этом этапе экскурсии.

В процессе их проведения учащиеся увидят воочию применение ЭВМ на

производстве (КБ, конвейер), для управления (высокие технологии, в том

числе в НИИ), в медицине, банковском деле, в офисе, в полиграфии, в научных

исследованиях, метеорологии. Приведенные здесь примеры можно считать

ориентировочными/в каждом конкретном случае учитель сам должен решать,

каким содержанием будет наполнена та или иная тема программы. Итогом работы

учащихся должен быть, например, реферат по теме занятий (экскурсий),

подготовленный с использованием ПЭВМ.

Работа по предложенной программе требует как соответствующего

оборудования (дисплейный класс с профессиональными ПЭВМ, принтер, «мышь»,

желательно графопостроитель, другие аппаратные средства, необходимые для

выполнения поставленных задач), так и программного обеспечения, в которое

входят: набор развивающих и дидактических игр, текстовый редактор,

графический редактор, электронные таблицы, базы данных, желательно пакет

бухгалтерских программ, система автоматизированного проектирования.

Желательна также интеграция подраздела «Информационные технологии» –

компьютерная игра «Предприятие» (VIII класс) – с другими разделами курса

«Технология», в частности «Домашняя экономика и основы

предпринимательства».

Целесообразно проводить профориентационное тестирование на ПЭВМ при

изучении раздела «Отрасли общественного производства и профессиональное

самоопределение» и работать с программами моделирования экологических

ситуаций при изучении раздела «Производство и окружающая среда» (XI класс).

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ

II класс

Учащиеся должны знать:

основные средства получения информации;

элементарные понятия об управлении;

понятие об ЭВМ.

Учащиеся должны уметь:

обращаться с радиоуправляемыми игрушками;

обращаться с клавиатурой ПЭВМ;

воспринимать и оценивать информацию с экрана монитора в процессе игры.

V класс

Учащиеся должны знать:

понятие о текстовой и графической информации;

средства ввода-вывода этой информации в ПЭВМ;

соответствующее программное обеспечение (текстовый редактор, графический

редактор);

использование ЭВМ в режиме калькулятора.

Учащиеся должны уметь:

набирать и редактировать текст;

хранить и получать твердые копии текста;

создавать простые рисунки;

работать на ПЭВМ в режиме калькулятора.

VIII класс

Учащиеся, должны знать:

возможность использования ПЭВМ в организации работы предприятия. Учащиеся

должны, уметь:

использовать возможности ПЭВМ в деловой переписке, рекламе, финансовых

операциях, ведении документации.

X класс

Учащиеся должны знать:

основы делопроизводства на ПЭВМ;

элементы бухгалтерского учета на ПЭВМ;

понятие об электронных таблицах и базах данных.

Учащиеся должны уметь:

работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами и базами

данных.

XI класс

Учащиеся должны знать:

практическое использование ЭВМ в различных сферах деятельности

современного человека.

Учащиеся должны уметь:

использовать возможности ПЭВМ для подготовки реферата, статьи, заметки и

т. п.

Тематический план

|№ |Тема |Количеств|

|занятия| |о учебных|

| | |часов |

| |II класс (14 ч) | |

|1 |Знакомство с ПЭВМ | |

| |Понятие об информации. |2 |

|2 |Знакомство с ПЭВМ. |2 |

|3 |Этические нормы работы на |2 |

|4 |ПЭВМ. |2 |

|5 |Освоение клавиатуры ПЭВМ. |2 |

|6 |Текстовый редактор (по |2 |

|7 |желанию). |2 |

| |Работа с графическим | |

| |редактором (по желанию). | |

| |Развивающие и дидактические | |

| |упражнения на ПЭВМ. | |

V класс (6 ч)

Создание и редактирование текстов и изображений.

Использование ПЭВМ как калькулятора

|1 |Знакомство с текстовым редактором. |2 |

|2 |Знакомство с графическим редактором. |2 |

|3 |Использование ПЭВМ как калькулятора. |2 |

VIII класс (14 ч)

Компьютерная игра «Предприятие»

|1 |Анализ возможностей использования ПЭВМ в|2 |

|2 |работе предприятия. |2 |

|3 |Деловая переписка (текстовый редактор). |2 |

|4 |Реклама я дизайн (графический редактор).|2 |

|5 | |2 |

|6 |Учет доходов и расходов предприятия. |4 |

| |Ведение документации склада. | |

| |Распределение ролей и игра в | |

| |«предприятие». | |

X класс (14 ч)

Элементы машинного делопроизводства и бухгалтерского учета

|1 |Знакомство с основами делопроизводства и|2 |

| |воз нежностями использования ПЭВМ. | |

|2 |Практические занятия по подготовке |2 |

|3 |документов. |2 |

|4 |Понятие об электронных таблицах. |2 |

|5 |Работа с электронными таблицами. |2 |

|6 |Элементы бухгалтерского учета на ПЭВМ. |2 |

|7 |Практическое занятие по бухгалтерскому |2 |

| |учету. | |

| |Работа с базой данных | |

XI класс (14 ч)

Компьютеры в современном мире

(занятия проводятся в форме экскурсии)

|№ |Тема |Количеств|

|занятия| |о учебных|

| | |часов |

|1 |Использование компьютеров на |2 |

|2 |производстве. Использование | |

| |компьютера в административной |2 |

|3 |деятельности в банковском | |

| |деле. |2 |

|4 |Использование компьютеров в |2 |

|5 |научно-исследовательской |2 |

|6 |деятельности. | |

| |Использование компьютеров в |2 |

|7 |медицине. Использование | |

| |компьютеров в процессе |2 |

| |обучения. Использование | |

| |компьютеров в издательской | |

| |деятельности. | |

| |Компьютерные телекоммуникации | |

| |(при отсутствии электронной | |

| |почты занятие проводится в | |

| |школе). | |

Тематический план для вариативной части учебного плана

|№ |Тема |Количеств|

|занят| |о учебных|

|ия | |часов |

| |Х класс (14 ч) | |

| |Машинная графика. | |

|1 – 2|Знакомство с системой |4 |

| |автоматического проектирования. | |

|3 – 5|Создание и редактирование |6 |

| |машиностроительных эскизов и |2 |

| |чертежей или создание, и |2 |

|6 |редактирование выкроек. Создание н | |

|7 |редактирование электротехнических | |

| |схем. Создание и редактирование | |

| |строительных чертежей. | |

ПРОГРАММА

II класс

Понятие об информации (2 ч)

Виды информации в современном мире. Источники информации.

Телефон, телевизор, проигрыватель как источники интересных сообщений,

несущих информацию.

Получение информации из беседы, письма, книги.

Использование оптических и радиосигналов для передачи информации.

Практическая работа. Обсуждение возможности получения информации из

различных источников. Передача информации с помощью карманного фонарика.

Игра с радиоуправляемыми игрушками.

Знакомство с персональным компьютером (ПЭВМ) (2 ч)

Элементарное понятие о работе ПЭВМ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ