Программа по Технологии
| |изделий по | |роспись и др.). |деталей. |
| |лекалам. | |Пришивание кнопок. | |
| | |Синтетические н |Работа по | |
| | |искусственные |инструкционной | |
| | |ткани, их виды и |карте. |Выбор материала. |
| | |использование. |Снятие мерок. |Элементы |
| | |Приемы снятия |Расчет размеров |моделирования. |
| | |мерок. Расчет |заготовки и деталей| |
| | |размеров |кроя. Построение | |
| | |заготовки. Приемы |простейших лекал | |
| | |построения |неправильной | |
| | |простейших лекал |геометрической | |
| | |на основе чертежей|формы на основе | |
| | |прямоугольника и |правильной. | |
| | |круга. Петельные |Обработка края в | |
| | |стежки. |подгибку, с | |
| | | |закрытым срезом. | |
| | | |Выполнение | |
| | | |петельных стежков и| |
| | | |их вариантов. | |
| | | |Штопка. | |
Оборудование: игла швейная № 2, игла штопальная, наперсток, лента
сантиметровая, мел портновский, пяльцы.
Модуль 15. Обработка древесины
Древесина — неповторимый по своим технологическим и художественным
свойствам природный материал. Младшие школьники узнают о древесине, ее
видах, основных свойствах, широком применении этого материала в народном
хозяйстве, о профессиях людей, занятых обработкой древесины. Учащиеся
получают первоначальные представления о технологии ее ручной обработки.
Для проведения занятий по данной теме в начальных классах не требуется
какое-то особое сложное оборудование. Тем не менее, данный вид работы, если
это возможно, лучше осуществлять в школьной мастерской или в кабинете
трудового обучения для начальных классов, где имеются для этого все
необходимые условия.
Обработка древесины, обладающей значительной прочностью, твердостью (в
отличие от бумаги, ткани), требует от младших школьников значительных
физических усилий, выносливости. При выполнении таких операций, как пиление
.ножовкой с использованием стусла, сверление заготовок дрелью, забивание
гвоздей и др., младшие школьники совершают размашистые движения большой
амплитуды, сопровождающиеся значительными энергетическими затратами.
Отдельные этапы работы: разметка заготовки, отделка (раскрашивание,
выжигание, резьба) и др. – требуют от учащихся высокой точности,
аккуратности, выполнения мелких выверенных движений. При овладении
учащимися всеми операциями по обработке древесины необходимы
предварительные тренировочные упражнения, основанные на инструктаже и
показе учителем приемов и способов их осуществления.
Особое внимание учащихся систематически обращается на необходимость
соблюдения правил безопасного обращения с колющими и режущими
инструментами.
Изделия, выполняемые школьниками, должны носить общественно полезную
направленность. Они довольно разнообразны: игрушки для детского сада и
групп продленного дня, наглядные пособия, дидактический материал,
необходимые предметы для класса, школы. В процессе работы младших
школьников с древесиной анализируются и широко используются математические,
природоведческие, экологические, графические знания, умения или навыки. Они
конкретизируются и совершенствуются в ходе установления межпредметных
связей трудового обучения с другими предметами, появляются действенные
стимулы к систематической самообразовательной работе.
Модуль-15. Обработка древесины
|Клас|Практические |Опорные |Упражнения, |
|с |работы | |технологические |
| | | |задания |
| | |знания |умения | |
|IV |1. Изделия из |Древесина, ее |Чтение эскизов, |Выбор материала для|
| |деревянных |значение. Виды |технических |изготовления |
| |полуфабрикатов|древесины, |рисунков. Разметка |изделия. Экономное |
| |прямоугольной |свойства (цвет, |но шаблону, с |расходование |
| |формы. |запах, твердость, |помощью линейки, |материала. |
| |2 Изделия из |текстура). Приемы |циркуля, угольника.|Определение |
| |фанеры |разметки |Разделение |оптимального |
| |различной |деревянных |заготовок (мелких) |способа обработки |
| |формы |заготовок. |на части (поперек |заготовки. |
| | |Инструменты ручной|волокон) |Крепление заготовки|
| | |обработки | |(с помощью |
| | |древесины, | |струбцин, |
| | |приспособления. | |настольных тисков).|
| | |Правила безопасной| |Выбор рационального|
| | |работы | |способа соединения |
| | | | |деталей. |
| | | | |Определение способа|
| | | | |отделки изделия. |
| | | | |Внесение изменений |
| | | | |в конструкцию |
| | | | |изделий |
ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ ЭЛЕМЕНТЫ
МАШИНОВЕДЕНИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель изучения данного раздела – знакомить школьников с наиболее
распространенными материалами, используемыми в промышленности и в быту для
изготовления различных изделий (бумагой, древесиной, металлами,
пластмассой, кожей и т. д.), их свойствами, техникой и технологией их
обработки, а также сформировать элементарные умения осуществлять систему
умственных и практических действий, необходимых для самостоятельной работы
по планированию, осуществлению и контролю своих действий при обработке
различных материалов.
Раздел «Технология обработки конструкционных материалов» изучается с I по
VII класс. Здесь, рассматривается содержание обучения данному разделу в V
–VII классах. В V и VI классах на изучение данного раздела отводится по 25
недель, в VII – 24 недели, учебное время – по 2 ч в неделю соответственно,
всего 50, 50 и 48 ч в год, включая время, отводимое на выполнение проекта
(16 ч). Кроме этого, в VII классе дополнительно отводится 18 ч. на
художественную обработку материалов. Таким образом, общее количество часов,
отводимое на изучение вопросов технологии обработки материалов, практически
такое же, как в программе трудового обучения 1986 г. Однако содержание
обучения, сохраняя, преемственность с этой программой, несколько
изменилось. Одно из важных изменений — осязательный проект в каждом классе.
При его выполнении учащиеся должны продемонстрировать определенную систему
умственных и практических действий, которой они овладели в курсе обучения.
Программой предусмотрено также изучение элементов машиноведения с целью
приобщения учащихся к техническим знаниям, повышения их кругозора и
технической культуры, развития технического мышления.
В связи с усложнением задач общетрудовой политехнической подготовки
школьников возникает проблема повышения эффективности учебного процесса.
Достигается это построением содержания и методики обучения на основе
реализации деятельностно-параметрического подхода Суть его заключается в
следующем. Во-первых, особый акцент в учебном процессе делается на
организацию самостоятельной познавательной и практической деятельности
учащихся по решению учебно-производственных задач, связанных с разработкой
и осуществлением проекта изготовления определенного продукта (изделия) и
его реализацией. Во-вторых, при разработке или выборе конструкции изделия,
технологии ее обработки, наладке оборудования, приспособлений и
инструментов, а также в процессе его изготовления каждый параметр качества
детали (форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности, и
взаимное расположение различных поверхностей детали) выступает, для
учащихся как специальная задача анализа, планирования, выполнения и
контроля. А чтобы учащиеся могли ее решить, учитель знакомит их с основными
параметрами качества, а также с методами и условиями их достижения.
С позиций параметрического подхода изучается конструкция оборудования,
приспособлений и инструментов. Например, знакомя учащихся с устройством
сверлильного, товарного и фрезерного стансов, учитель обращает их внимание,
да то, что конструкция соответствующего станка имеет специальные
устройства, которые создают условия для осуществления процесса резания и
формообразования (части станков и их элементы, обеспечивающие строго
заданные формообразующие движения режущего инструмента или заготовки или и
заготовки, и инструмента). Таковы, например, направляющие поперечного,
продольного и поворотного суппортов токарного станка или соответствующих
столов фрезерного и сверлильного станков и др. Имеются в станках и
специальные устройства для получения размеров поверхностей с заданной
точностью (различные лимбы, специальные линейки, упоры т.д.). Механизм
подач позволяет, регулировать, величину подач и тем самым создавать условия
для изменения шероховатости, поверхности. Кроме того, специальные
устройства станка обеспечивают, заданную точность взаимного расположения
поверхностей детали при ее установке и: закреплении для обработки
(самоцентрирующие и другие виды патронов, глухие (жесткие) и вращающиеся
центры, планшайбы, различные, оправки и т. д.).
Как уже отмечалось, учащийся должен быть подготовлен к тому, чтобы
индивидуально или в составе бригады (если планируется решить относительно
сложные задачи) разработать осуществить определенный проект.
Работа над проектом начинается с начала учебного года, когда определяется
цель работы, а завершается к концу соответствующего учебного года. Проект
может носить комплексный характер, т. е. охватывать несколько разделов
программы (в средних классах, например, это культура дома, информационные
технологии, технология обработки материалов, в старших классах к этому
добавляются элементы электрорадиотехнологии и т. п.) или включать только
один какой-либо раздел, например технологию обработки материалов.
Проект формируется и уточняется на протяжении всего учебного года и
включает в себя элементы деятельности по маркетингу (изучению спроса и
предложений), конструированию, технологическому планированию, наладке
оборудования (приспособлений или инструментов), изготовлению изделия и его
реализации. В задачу проектирования входит также экономическая и
экологическая оценка выполняемых работ. Результаты этой проектной
деятельности должны поэтапно фиксироваться: сначала в виде обоснования
выбора цели деятельности и ее экономической, экологической и социальной
целесообразности, затем в виде эскизов или чертежей, технологических карт,
планов наладки оборудования и т. д. и, наконец, изготовленных своими руками
одного или нескольких изделий.
Необходимо подчеркнуть, что объекты проектирования и изготовления
(объекты труда) должны быть посильны учащимся соответствующих возрастных
групп. Не следует стремиться к сложным изделиям. Примерный перечень
изучаемые учебно-производственных операций и объектов труда, приведенный в
программе трудового обучения 1986 г., может служить ориентиром для учителя
при обучении по данной программе. Каждый учитель может подобрать свои
объекты труда с учетом .конкретных материально-технических условий,
потребительского спроса. возможностей реализации изготавливаемой продукции,
педагогических и санитарно-гигиенических требований.
При изучении данного раздела, в зависимости от конкретных условий,
национальных традиций, области своих профессиональных интересов и интересов
подростков, учитель может сосредоточить внимание преимущественно на
технологии обработки какого-то одного или нескольких видов материалов, а с
остальными обзорно познакомить учащихся. Важно только, чтобы на примере
технологии обработки выбранного материала, и изготовления тех или иных
объектов труда учащиеся овладели целостной системой умственных и
практических действий, предусмотренной программой, усвоили логику и общую
структуру профессиональной деятельности человека в условиях рыночной
экономики.
В процессе изучения этого раздела программы, как и всех других, должна
обеспечиваться профориентационная направленность обучения. С этой целью
учитель знакомит учащихся с соответствующими профессиями, характером,
содержанием и условиями деятельности людей, возможностями приобретения
профессии.
К моменту окончания VII класса школьники должны иметь представление о
труде квалифицированных рабочих, профессии которых связаны с обработкой
различных материалов: об элементах конструирования и технологического
планирования, наладке оборудования, приспособлений и инструментов, работе
на налаженном оборудовании, а также о комплексе действий (анализе,
планировании, организации, исполнении, контроле и коррекции своих
действий), которые вводят в состав каждого вида деятельности. Указанные
виды деятельности и соответствующие им действия могут быть освоены на
примере обработки наиболее часто встречающихся поверхностей: плоскости,
цилиндрической, конической, сферической (фасонной), винтовой (резьбы) и т.
д. из любого материала (древесины, металлов, пластмасс и т. д.).
В отличие от программы трудового обучения 1986 г. в эту программу
заложена возможность последовательного ознакомления учащихся с
усложняющимися видами деятельности: оператора, наладчика, технолога и
конструктора.
Ранее предусматривалось одновременное ознакомление учащихся со всеми
этими видами деятельности, т. е. на каждом уроке учащиеся под руководством
учителя должны были разработать конструкцию изделия, выбрать технологию его
изготовления, провести наладку оборудования и лишь затем приступить к его
изготовлению. Однако опыт свидетельствует о том, что такую стратегию –
конструкторско-технологическую систему трудового обучения – редко кому
удавалось реализовать.
Последовательное ознакомление учащихся с усложняющимися видами
деятельности оператора, наладчика, технолога и конструктора, предложенное в
этой программе, предопределяет соответствующие этапы обучения обработке
материалов в V—VII классах:
1-й этап (I – IV классы) – формирование у учащихся элементарных знаний и
умений по ручной обработке бумаги, картона, фанеры и природных материалов с
элементами художественной отделки изделий на репродуктивном; уровне
(содержание обучения начальных классах представлено в отдельной,
программе);
2-йэтап (V класс) – формирование у учащихся знаний и умети по ручной и
механической, обработке древесины и металлов на уровне операторской
деятельности, т. е. выполнение работ на налаженном оборудовании (мини-
станках типа «Умелые руки») и налаженными инструментами по инструкционно-
технолоическим картам;
3-й этап (VI класс) – формирование у учащихся знаний и умений по ручной и
механической обработке различных материалов с самостоятельной элементарной
наладкой оборудования, приспособлений и инструментов и отдельными
элементами построения технологического процесса.
4-й этап (VII класс) – формирование у учащихся элементарных знаний и
умений по технологическому планированию обработки и конструированию
несложных деталей и изделий.
Для выполнения данной программы следует шире использовать имеющуюся
материальную базу учебно-производственных мастерских, УПК, УПЦ, учебных
участков базовых предприятий.
Более глубокому освоению содержания программы будут способствовать конкурсы
и выставки творческих работ учащихся, участие школьников в школьных,
районных и городских олимпиадах по трудовому обучению.
Наличие во многих школах современных средств вычислительной техники
(обычных и программируемых микрокалькуляторов, персональных ЭВМ или КУВТ –
комплектов учебное вычислительной техники) позволяет повысить
интеллектуальный уровень трудовой подготовки школьников. Имея такие
средства в учебных мастерских (или используя для этих целей кабинет
информатики и вычислительной техники), учитель технологи может организовать
самостоятельную познавательную деятельность учащихся по решению учебно-
трудовых задач и сформировать у них систему умственных действий в
неразрывном единстве с практическими в процессе изучения данного раздела
программы. При этом ученик будет овладевать и элементами информационных
технологий.
Ниже перечислены некоторые из направлений использования ЭВТ и элементов
информационных технологий в процессе изучения данного раздела учебной
программы.
1. Использование обычных и программируемых микрокалькуляторов и ПЭВМ как
средства для выполнения расчетов, связанных с подготовкой и выполнением
различных работ.
2. Использование ПЭВМ как информационно-логической системы, помогающей
учащимся самостоятельно решать следующие задачи:
технологические: выбор оптимальных способов, средств (оборудования,
приспособлений, инструментов и заготовок), последовательности и режимов
обработки, изготовление технологических карт;
конструкторские: выбор возможных вариантов конструкций деталей или
изделий из числа уже имеющихся или самостоятельно конструируемых (в этом
случае ПЭВМ помогает решать такие задачи на основе использования АРИЗ –
алгоритма решения изобретательских задач), изготовление рисунков и чертежей
с использованием графического редактора;
экономические: определение себестоимости изготавливаемых изделий, поиск
конкретных путей ее уменьшения, выявление путей повышения
конкурентоспособности и т. д.;
экологические: выбор профилактических мер, устраняющих вредные
экологические последствия конкретного производств; (включая деловые игры по
решению таких задач).
3. ПЭВМ как источник (БАЗА ДАННЫХ) информации для разработки ПРОЕКТОВ.
4. ПЭВМ как средство управления техническими устройствами –
технологическими машинами (мини-станками с ЧПУ, роботами и
робототехническими комплексами).
5. ПЭВМ как средство программированного обучения и оперативного контроля
за усвоением учащимися знаний и умении.
ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся V класса должны:
иметь общие представления о техническом рисунке, эскизе и чертеже, уметь
читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических
деталей и деталей типа тел вращения; понимать содержание инструкционно-
технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;
иметь общее представление об изделии и детали, основных параметрах
качества детали: форме шероховатости и размерах каждой элементарной
поверхности и их взаимном расположении;
уметь осуществлять их контроль;
знать, какие свойства материалов необходимо учитывать при их обработке;
знать общее устройство столярного, слесарного или комбинированного
верстака; уметь пользоваться ими при выполнении столярных и слесарных
операций;
знать назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного и
слесарного инструмента (разметочного, ударного и режущего инструментами
приспособлений для пиления (стусла), гибки, правки и клепки; уметь
пользоваться им при выполнении соответствующих операций;
знать и уметь рационально организовывать рабочее место и соблюдать
правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных
работ;
владеть элементарными умениями, выполнять основные операции по обработке
древесины и металла ручными налаженными инструментами, изготавливать
простейшие изделия из древесины и металла по инструкционно-технологическим
картам;
осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;
владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины
(шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками) и
тонколистового металла (фольги) давлением по готовым рисункам;
иметь представление о путях предупреждения негативных последствий
трудовой деятельности человека на окружающую среду и здоровье человека;
знать источники и носители информации, способы получения, хранения и
поиска информации, уметь наводить необходимую техническую информацию.
Учащиеся VI класса должны
уметь читать чертежи и технологические карты, выявлять технические
требования, предъявляемые к детали;
знать основные виды механизмов по выполняемым ими функциям, а также по
используемым в них рабочим телам; уметь графически изображать основные виды
механизмов передач;
знать виды пиломатериалов;
иметь общее представление о черных и цветных металлах, о процессе их
производства,
иметь понятие о процессе и основных условиях обработки материалов
(древесины и металлов) резанием, давлением, заполнением объемных форм,
знать основные элементы геометрии простейших режущих инструментов, уметь
осуществлять их контроль,
уметь выявлять требования к основным параметрам качества деталей; иметь
представление о методах и способах их получения и контроля;
знать общее устройство и принцип работы дерево- и металлообрабатывающих
станков токарной группы;
уметь осуществлять наладку простейших ручных инструментов (шерхебеля,
рубанка, ножовки по металлу) и токарного) станка по дереву на заданную
форму и размеры, обеспечивать требуемую точность взаимного расположения
поверхностей;
уметь выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать
детали на сверлильном и токарных по дереву и металлу станках:
иметь общее представление о способах отделки и художественной обработки
поверхностей деталей; уметь украшать изделия выжиганием, резьбой по дереву,
чеканкой; полировать, покрывать морилкой, лаками, окрашивать поверхности
водными и масляными красками;
уметь соединять детали из разных материалов (склеиванием, на Гвоздях,
шурупах, винтах (болтах), пайкой и т. д.);
иметь общее представление о способах изготовления деталей (изделий")
путем заполнения объемных форм (литье, прессование, порошковая
металлургия); уметь отливать детали простых форм из гипса, воска
(стеарина);
уметь производить простейшую наладку инструмента и станков (сверлильного,
токарного по дереву), выполнять основное ручные и станочные операции,
изготавливать детали по чертежам и технологическим картам;
знать возможности и уметь использовать микрокалькуляторы и ЭВМ в процессе
работы для выполнения необходимых расчетов и получения необходимой
информации о технологии обработки деталей и сборки изделий,
уметь осуществлять контроль качества изготавливаемых деталей и изделий,
знать условия рациональной организации рабочего места и безопасного труда
при обработке материалов ручными инструментами и на металлорежущих станках,
знать основные виды инструментов для резьбы по дереву, выполнять
простейшие операции резьбы (по окрашенной поверхности, геометрической,
контурной),
уметь шлифовать и полировать плоские металлические поверхности
Учащиеся VII класса должны:
иметь представление о современных технологиях;
иметь общее, представление о черных и цветных металлах и сплавах,
полимерных, композитных и керамических материалах, их свойствах и области
применения;
знать роль техники и технологии в развитии человечества, уметь привести
примеры изобретений, внесших коренные изменения в основы технологии
производства;
знать классификацию машин по выполняемым ими функциям;
иметь понятие о технологическом процессе и его элементах, об общем
алгоритме построения технологии обработки деталей;
уметь выбирать технологическую схему обработки отдельных поверхностей в
зависимости от технологических требований, предъявляемых к ним;
знать общие принципы технического и художественного конструирования
изделий;
иметь общее представление об особенностях устройства и принципа действия
станков с ЧПУ и роботов, об особенностях гибких технологий;
уметь выполнять отдельные операции и изготавливать простейшие детали из
древесины и металлов на металлообрабатывающих и деревообрабатывающих
станках по чертежам и самостоятельно разработанным технологическим картам;
уметь рационально организовывать рабочее место при Выполнении работ
ручными инструментами и на станках, соблюдать правила безопасности труда;
работать, распределяя и согласовывая совместный труд;
уметь составлять индивидуальный или бригадный проект учебно-
производственной деятельности;
уметь конструировать и изготавливать объемные изделия из тонкого
листового металла (жести) и проволоки типа игрушек-сувениров и т. п.;
владеть основами художественной обработки древесины или металлов;
конструировать и изготавливать простейшие приспособления и инструменты для
выполнения таких работ.
Тематический план
V класс
|№ |Разделы и темы программы |Количество |
|занят| |учебных часов|
|ия | | |
| | |на |на |
| | |раздел|тему |
| | |: | |
| |Технология обработки |16 | |
| |древесины | | |
| |(Изготовление изделий из | | |
|1 |древесины налаженными | | |
|2 |инструментами и на | |2 |
| |налаженном оборудовании). | | |
| |Вводное занятие. | |2 |
|3 – 4|Сведения по | |4 |
| |материаловедению. Элементы | | |
|5 |графической грамоты. | |2 |
| |Разметка, строгание и | |2 |
|6 |пиление. | |4 |
|7 – 8|Сверление отверстий |4 | |
| |Изготовление изделий из | |2 |
| |древесины. | | |
|9 |Отделка деталей и их | | |
| |подготовка к сборке. | | |
|10 |Сборка и отделка изделия. |14 | |
| |Элементы машиноведения | | |
| |Сведения по истории развития| | |
| |техники. Понятие об изделии | | |
| |и детали. | |2 |
|11 |Устройство и управление | |2 |
| |сверлильным станком. | |2 |
|12 |Технология обработки металла| |2 |
|13 | | |2 |
|14 |(Изготовление изделий из | | |
|15 |тонколистового металла и | |2 |
|16 |проволоки). | |2 |
| |Изучение конструкции и |16 | |
|17 |технологии изготовления |50 | |
|18 – |изделия, разметка заготовки.| | |
|25 | | | |
| |Резка, правка и гибка тонкой| | |
| |листовой стали. | | |
| |Сверление, клепка и окраска | | |
| |изделия. | | |
| |Изготовление изделий из | | |
| |проволоки. | | |
| |Гибка тонколистовой стали и | | |
| |проволоки Изготовление | | |
| |изделий из тонколистового | | |
| |металла и проволоки. | | |
| |Сборка и отделка изделий. | | |
| |Проект. | | |
| |Итого | | |
VI класс
|№ |Разделы и темы программы |Количество |
|заня| |учебных часов|
|тия | | |
| | |на |на |
| | |раздел|тему |
|1 |Вводное занятие. |2 |2 |
|2 – |Элементы машиноведения |4 |4 |
|З |Технология обработки |14 | |
| |древесины | |4 |
|4 – |Работа на токарном станке по| | |
|5 |дереву | | |
| |Разделы и темы программы |Количество |
|№ | |учебных часов|
|заня| | |
|тия | | |
| | |на |на |
| | |раздел|тему |
|6 – |Изготовление изделий из | | |
|7 |древесины с наладкой | |4 |
| |инструментов и | | |
|8 – |приспособлений. | |6 |
|9 |Технология изготовления |14 | |
| |деталей, включающих шиповые | | |
| |соединения | |2 |
|10 |Технология обработки металла| |2 |
| | | |2 |
|11 |Основные свойства металлов, | |2 |
|12 |их учет при обработке. | |4 |
|13 |Понятие об обработке | |2 |
|14 –|металлов резанием. Эскиз |16 | |
|15 |детали. Разметка заготовки. | | |
|16 |Рубка и резание металла | | |
|17 –|ножовкой. |50 | |
|24 |Опиливание металла. | | |
| |Распиливание отверстий. | | |
| |Сборка и отделка изделия. | | |
| |Проект (комплексный: | | |
| |информационные технологии, | | |
| |культура дома и обработка | | |
| |материалов). | | |
| |Итого | | |
VII класс (48 ч)
|№ |Разделы и темы программы |Количество |
|заня| |учебных часов|
|тия | | |
| | |на |на |
| | |раздел|тему |
| |Технология обработки |12 | |
|1 – |древесины | | |
|2 |Технология токарной | |4 |
| |обработки древесины | | |
|3 |(продолжение). | |2 |
| |Разработка конструкции | | |
|4 – |изделия и технологии | |4 |
|5 |изготовления его деталей. | |2 |
| |Изготовление деталей изделия|4 | |
|6 |из древесины с элементами | | |
| |художественной отделки. | |2 |
|7 |Сборка изделия и его | | |
| |отделка. | |2 |
|8 |Элементы машиноведения |14 | |
| |Общность механизмов | |2 |
| |различных станков. | |2 |
|9 |Устройство | | |
|10 |токарно-винторезного станка.| |2 |
|11 |Устройство и принцип | |4 |
| |действия настольного | | |
|12 –|горизонтально-фрезерного | |4 |
|13 |станка. |16 | |
|14 –|Технология обработки металла| | |
|16 | | | |
| |Виды сталей. Понятие о |48 | |
|17 –|термообработке стали. | | |
|24 |Технология токарных работ по| | |
| |металлу. Нарезание наружной | | |
| |и внутренней крепежной | | |
| |резьбы. | | |
| |Технология фрезерных работ | | |
| |по металлу. Изготовление, | | |
| |отделка и украшение изделий | | |
| |из древесины и металла. | | |
| |Проект (комплексный: | | |
| |информационные технологии; | | |
| |культура лома и обработка | | |
| |материалов) | | |
| |Итого | | |
ПРОГРАММА[1]
V класс
Технология обработки древесины (16 ч)
(Изготовление изделий из древесины налаженными инструментами
и на налаженном оборудовании)
Вводное занятие (2ч)
Содержание и задачи раздела «Технология обработки конструкционных
материалов и элементы машиноведения». Организация труда и оборудование
рабочего места для обработки древесины. Рациональное размещение инструмента
на столярном верстаке. Правила безопасности труда.
Сведения по материаловедению (1ч)
Древесина как природный конструкционный материал. Применение древесины в
народном хозяйстве. Строение древесины. Породы древесины. Виды пороков
древесины и их характерные признаки. Текстура древесины и ее использование.
Виды пиломатериалов.
Элементы графической грамоты (1ч)
Понятие о техническом рисунке, эскизе, и чертеже детали призматической,
формы. Главный вид, виды слева и сверху. Нанесение размеров. Правила чтения
чертежа детали. Понятие об инструкционно-технологической карте.
Изучение конструкции и технических требований, предъявляемых к
изготавливаемым деталям и изделию, ознакомление с технологией его
изготовления: подбор заготовок, инструментов.
Разметка, строгание и пиление (4ч)
Столярный или комбинированный верстак, его назначение и устройство.
Приемы и последовательность разметки с помощью шаблонов, линейки, угольника
и рейсмуса.
Инструменты, приспособления для строгания и пиления. Устройство и
назначение рубанка.
Поперечные и продольные пилы. Клинообразная форма режущей части столярных
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|