Рефераты
 

Программа по Технологии

Основные принципы и правила алгоритма решения изобретательских задач

(АРИЗ).

Области применения методов технического творчества.

Технология изготовления объектов техники (4 ч)

Виды и структура технологических процессов. Последовательность

выполнения, типовые правила, приемы и операции.

Метод формообразования (обработки) деталей и сборки, регулировки и

испытания машин. Механизмов и других изделий.

Средства технологического оснащения: инструменты, приспособления,

оснастка и оборудование.

Практическая часть (16 ч)

Выполнение, технического проекта и его защита (16 ч).

XI класс

Развитие и закрепление творческих способностей и навыков.

Выбор и анализ совершенствуемого объекта техники, формулирование

технической задачи (2 ч)

Выбор объекта техники, подлежащего усовершенствованию. Анализ этого

объекта техники, формулирование требований и выявление недостатков.

Анализ и определение наиболее существенных недостатков. Анализ причин,

препятствующих устранению недостатков. Формулирование исходной технической

задачи.

Поиск Оптимального варианта решения задачи (6 ч)

Поиск возможных вариантов решения задачи с помощью методов гирлянд,

ассоциаций, мозгового штурма и морфологического анализа.

Анализ и сравнение вариантов. Уточнение исходной задачи. Выбор

оптимального варианта, в том числе экспертным путем.

Оформление технического описания нового объекта техники и технологии его

изготовления (6ч)

Составление описания нового объекта техники в такой последовательности:

название, назначение, состав (перечисление основных функциональных узлов),

технические требования, новизна.

Разработка эскизов нового технического объекта. Разработка

технологического маршрута изготовления объекта техники и определение

необходимых средств технологического оснащения.

Изготовление (доработка) объекта техники (32 ч)

Подготовка и участие в выставке или конкурсе технического творчества (2ч)

XI класс

Основы проектирования изделий

Последовательность проектирования (3 ч)

Стадии проектирования: техническое задание, техническое предложение,

эскизный проект; технический проект, рабочий проект.

Процедура проектирования: определение потребности проектирования,

определение цели, определение основных признаков, поиск вариантов

технических решений, принятие и анализ решений, выбор параметров и режимов

действия технического объекта, конструирование технического объекта

(изделия, сборочных единиц, деталей).

Методы решения задач проектирования: моделирование, обработка

статистических данных, методы оптимизации, отработка на технологичность,

стандартизация и унификация.

Информационная база технического творчества (3 ч)

Понятие информации и информационного поиска, решаемые задачи.

Классификация источников информации. Последовательность проведения

информационного поиска. Литературные источники информации. Газеты, журналы,

научно-технические сборники, реферативные сборники, рекламная продукция

фирм и др.

Патентная информация.

Опыт разработки, испытаний и эксплуатации объектов техники. Отчеты о

научно-исследовательских работах и опытно-конструкторских разработках.

Типовые решения, стандарты.

Фонды технического творчества.

Фонд типовых технических противоречий и эвристических приемов их

разрешения, фонд физико-технических эффектов, фонд технических решений,

список типовых требований.

Основы изобретательской деятельности (6 ч)

Патентный закон Российской Федерации. Понятие изобретения, промышленного

образца, полезной модели. Сущность патентной защиты.

Порядок разработки, оформления и подачи заявок на объекты промышленной

собственности. Научно-техническая экспертиза.

Описание изобретения Структура описания, формула изобретения, требования

к оформлению Требования к оформлению заявок на другие объекты промышленной

собственности.

Классификация изобретений.

Структура международного классификатора изобретений (МКИ) и порядок

работы с ним. Бюллетень изобретений, промышленных образцов и товарных

знаков.

Результат технического творчества как товар определенного свойства.

Понятие лицензионного договора, виды договоров, по рядок подготовки и

заключения.

Выбор темы проекта и проведение экспериментов (8 ч)

Выбор и анализ совершенствуемого объекта техники, формирование

технической задачи, определение, требований и выявление недостатков, поиск

оптимального варианта, решения задачи, проведение экспериментов, разработка

эскизов нового технического решения.

Работа над проектом и его защита (6 ч)

Разработка технологического маршрута изготовления или модернизации

объекта техники, выбор и назначение средств технологического назначения.

Оформление технического описания, изготовление, испытание и защита объекта

техники.

ВВЕДЕНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Как правило, объекты труда, на примере которых школьников обучают основам

обработки материалов, подбирают исключительно с точки зрения соответствия

технических операций, лежащих в основе их изготовления, разделам программы.

При этом в большинстве случаев упускается из виду естественное стремление

человека к красивому. В результате этого обучение детей основам ремесла

ведется на примере изделий, не имеющих эстетической ценности. А это в свою

очередь способствует закреплению равнодушного отношения школьников к

уродливому и нефункциональному.

Все вышесказанное определило основную цель введения данного раздела –

способствовать формированию у детей эстетического отношения к окружающему

предметному миру, показать им место и значение художественного

проектирования при создании современных изделий, научить, их понимать

основные закономерности формообразования, ознакомить с основами проектной

деятельности, дать понятия об этапах создания красивых и полезных изделий.

В дополнение к этому сформировать начальные умения в выполнении графических

и объемных проектов, сочетающих в себе как технические, так и эстетические

начала.

Знакомство школьников с художественным проектированием и выполнение ими

проектов помогут скорейшему становлению новой системы современных объектов

труда для учебных мастерских и будут способствовать улучшению трудового

обучения в целом.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ

Х класс

Учащиеся должны знать:

общие сведения о народных ремеслах;

о единстве красивого и функциональною в народном искусстве;

историю зарождения и развития дизайна;

принципы формообразования и композиции;

роль цвета.

Учащиеся должны уметь:

составлять эскизы несложных изделий с учетом формообразующих факторов;

выполнять эскизы предметов с целью получить простую, функциональную,

конструктивную и эстетически значимую форму;

использовать цветовое оформление изделий.

Тематический план

|№ |Тема |Количество |

|п./| |учебных часов |

|п. | | |

| |X класс (20 ч) | |

|1 |Развитие материальной | |

| |культуры и прикладного |2 |

|2 |искусства. |1 |

|3 |Зарождение и становление |2 |

|4 |дизайна. |2 |

|5 |Дизайн в России. |2 |

|6 |Формообразование. |2 |

|7 |Практическая работа. |4 |

|8 |Композиция. |1 |

|9 |Практическая работа. |4 |

| |Цвет. |20 |

| |Практическая работа | |

| |Всего | |

| |XI класс (20 ч) | |

|1 |Последовательность выполнения|2 |

|2 |проекта. |2 |

|3 |Техника выполнения проектной |4 |

|4 |графики. |2 |

|5 |Практическая работа. |10 |

| |Объемное проектирование |20 |

| |(макетирование). Практическая| |

| |работа | |

| |Всего | |

XI класс

Учащиеся должны знать:

последовательность выполнения проекта;

технику выполнения проекта;

принципы объемного проектирования (макетирования).

Учащиеся должны уметь:

выполнять графический проект изделия, рассчитанного на изготовление в

школьных учебных мастерских.

изготовлять проекты изделий с учетом требований художественного

конструирования.

ПРОГРАММА

X класс

Развитие материальной культуры и прикладного искусства (2 ч)

Единство красивого и функционального в народном искусстве. Значение

канонов для сохранения и рационального развития предметной среды. Общие

сведения о народных ремеслах: строительных, деревообрабатывающих,

кузнечных, ювелирных и т.д.

Зарождение и становление дизайна (1 ч)

Развитие машинного производства и деятельность Г. Земпера. Создание в

Германии П. Бернсом художественно-промышленного союза.

Дизайн в России (2 ч)

Деятельность В. Е. Татлина. Открытие Высших художественно-технических

мастерских (ВХУТЕМАС), преобразование их в институт (ВХУТЕИН). Первые

отечественные разработки «инженерного» дизайна. Бурное развитие дизайна в

послевоенные годы. Единство эстетики и техники. Внедрение художественного

конструирования во все области промышленного производства: бытовых

предметов, одежды, транспорта, станков, строительства и др.

Современные промышленные изделия и влияние дизайна на их потребительские

качества и конкурентоспособность.

Формообразование (2 ч)

Факторы, влияющие на формообразование социальные (развитие общества, его

запросы, благосостояние, традиции), функция, выполняемая вещью, и ее формы,

эргономические требования к изделию (человеческий фактор). Изменение формы

изделия под воздействием выбора того или иного материала для ее

изготовления.

Влияние на форму изделия технологии и последовательности производства,

ремонтоспособности и др. Форма, размеры изделия и их взаимосвязь со средой,

в которой предполагается эксплуатировать проектируемое изделие.

Практическая работа (2 ч)

Составление эскизов несложных бытовых изделий с учетом формообразующих

факторов: шкатулка для рукоделия, лопата для уборки снега, настольная

лампа.

Композиция (2ч)

Геометрическая форма. Зрительное восприятие массивности предмета в

зависимости от геометрической формы и фактуры.

Влияние текстуры на восприятие формы. Пропорции. Контраст, нюанс,

тождество. Масштабность. Антропометрические данные. Ритм. Метрические,

динамические ряды. Понятие о модуле.

Симметрия и ее виды. Композиция: фронтальная, объемная, глубинно-

пространственная. Членение и группировка элементов композиции.

Практическая работа (4 ч)

Выполнение эскизов предмета с целью получить простую, функциональную,

конструктивную и эстетически значимую форму.

Рабочий стол, корпус простого радиоэлектронного устройства, карманный

фонарик, выставочный стенд для учебных мастерских и др.

Цвет (1 ч)

Цветовой тон, яркость. Ахроматические и хроматические цвета. Теплая гамма

и холодная. Дополнительные цвета. Светотень и зрительное восприятие объема.

Практическая работа (4 ч)

Решение цветового оформления изделия или группы простых предметов.

Используются в качестве основы удачные эскизы, уже выполненные учащимися.

XI класс

Последовательность выполнения проекта (2 ч)

Сбор сведений и анализ требований к проектируемому изделию. Изучение

факторов, влияющих на формообразование. Изучение аналогов.

Формирование первоначальных вариантов (идей) в виде фор-эскизов. Выбор

масштаба, материала и вида проекта с целью наиболее полно представить

разработанное изделие. Виды выполняемых проектов. Графические решения.

Краткие сведения о перспективе. Требования к оформлению листа (планшета).

Линейное изображение, монохромное или полихромное.

Техника выполнения проектной графики (2 ч)

Отмывка, заливка, работа по влажной бумаге. Работа акварелью, гуашью,

темперой – технология наложения цвета: кистью, тампоном, валиком,

набрызгом, использование трафаретов и кальки. Аппликация.

Практическая работа (4 ч)

Выполнение графического проекта изделия из древесины, металла, ткани или

других материалов, рассчитанного на изготовление в школьных учебных

мастерских. Детский стульчик, совок для уборки мусора, укладка для хранения

инструмента, игрушки и др.

Объемное проектирование (макетирование) (2 ч)

Понятие о макетировании, классификация макетов. Достоинство объемных

проектов. Выбор материалов для макета в связи с художественно-

конструкторской задачей. Основные макетные материалы и технология их

обработки: глина, пластилин, бумага, картон, папье-маше, фанера, древесина,

газонаполненные пластики – пенопласт (ПВХ, ПС), поролон, оргстекло.

Имитация макетных материалов: фактуры, цвета, текстуры, блеска и т. п. – с

целью приближения их внешнего вида к реальному изделию.

Практическая работа (10 ч)

Изготовление макетов ручного инструмента, мебели, светильников, бытовых

приборов, посуды, несложных механических устройств, детских игр.

ОТРАСЛИ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная цель изучения данного раздела – сформировать готовность учащихся

к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих

склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в

специалистах.

В ходе занятий по этому разделу решаются следующие задачи:

обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях,

карьере;

сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня

развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с

требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;

развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой

деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;

воспитывать уважение к рабочему человеку.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ,

ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

уровень развития своих профессионально важных качеств;

сферы трудовой деятельности;

правила выбора профессии, карьеры;

значение правильного самоопределения для личности и общества;

возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств.

Учащиеся должны уметь:

осуществлять самоанализ развития своей личности,

проводить профессиографический анализ профессий и соотносить требования

профессий к человеку с его личными достижениями.

ПРОГРАММА

Внутренний мир человека и система представлений о себе (2 ч)

Сущность концепции «я» Самооценка и ее роль в профессиональном

самоопределении личности Методика определения уровня самооценки.

Тематический план

|№ |Тема |Количест|

|п/| |во |

|п | |учебных |

| | |часов |

|1 |Внутренний мир человека и система |2 |

|2 |представлений о себе. |2 |

| |Профессиональные интересы и |2 |

|3 |склонности. |2 |

|4 |Способности, условия их проявления и| |

|5 |развития. Природные свойства нервной|2 |

| |системы. | |

|6 |Психические процессы и их роль в |2 |

| |профессиональной деятельности. | |

|7 |Мотивы, ценностные ориентации и их |2 |

| |роль в профессиональном |2 |

|8 |самоопределении. | |

|9 |Профессиональные и жизненные планы. |2 |

| |Профессиональная пригодность. |2 |

|10|Здоровье и выбор профессии. | |

| |Отрасли общественного производства. | |

| |Профессии, специальности, должности.| |

| | | |

| |Профессиональная проба | |

Профессиональные интересы и склонности (2 ч)

Сущность понятий «профессиональный интерес» и «склонности». Выявление и

опенка профессиональных интересов с помощью методик «Карта интересов»,

«Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО), коммуникативных

организаторских склонностей (КОС-1).

Способности, условия их проявления и развития (2 ч)

Понятие о задатках и способностях личности. Деятельность как важнейшее

условие проявления и развития способностей. Выявление и оценка

математических способностей, уровня интеллектуального развития. Методики

«Числовые ряды», «Быстрый счет», тесты Айзенка.

Природные свойства нервной системы (2 ч)

Темперамент, черты характера и их проявление в профессиональной

деятельности. Выявление типа темперамента. Тест Русалова.

Психические процессы и их роль в

профессиональном самоопределении (2ч)

Восприятие, внимание, память, мышление. Выявление и оценка: уровня

кратковременной наглядно-образной памяти (методика КНОП), пространственных

представлений (методика «Кубика Косса»), внимания (тест Бурдона, «Красно-

черная таблица»), мышления (методики ШТУР. тесты Амтхауэра, Равена).

Мотивы, ценностные ориентации

и их роль в профессиональном самоопределении (2 ч)

Выявление ведущих мотивов деятельности (методика ДВМ). Сущность понятий

«мотивы», «ценностные ориентации». Условия их формирования. Классификация

мотивов деятельности. Значение мотивов деятельности и ценностных ориентации

в профессиональном самоопределении и служебной карьере.

Профессиональные и жизненные планы.

Профессиональная пригодность (2 ч)

Профессиональные и жизненные планы, их взаимосвязь и

взаимообусловленность. Профессиональная деятельность и карьера.

Профессиональная пригодность. Тест Холланда.

Здоровье и выбор профессии (2 ч)

Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности.

Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии, карьеры.

Важнейшие характеристики здоровья человека. Реакция на различные

раздражители (звуковой, тепловой, световой). Выявление и оценка реакций с

помощью универсального рефлексометра.

Координация движений, динамический и статический тремор рук и

профессиональная деятельность. Выявление и оценка координации движений и

тремора рук с помощью тремокоординаметрии.

Глазомер и его роль в профессиональной деятельности. Методики и оценки

пространственного и линейного глазомера.

Отрасли общественного производства.

Профессии, специальности, должности (2ч)

Производство средств производства. Роль тяжелой промышленности и

сельского хозяйства. Структура тяжелой промышленности. Добыча сырья и

топлива и добывающие отрасли промышленности. Энергетический комплекс.

Перерабатывающие отрасли промышленности. Металлургия, производство

конструкционных материалов. Машиностроение. Приборостроение. Химическое и

биологическое производство. Строительство. Сельское хозяйство. Легкая

промышленность, полиграфия, транспорт. Сфера услуг Торговля. Жилищно-

коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание. Системы передачи информации,

телефонная связь, радиосвязь, радиовещание, телевидение, просвещение,

культура, медицинское обслуживание.

Классификация профессий по отраслям, предметам, целям, орудиям и условиям

труда Профессии типов «человек – человек», «человек – техника», «человек –

природа», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ».

Формула профессии. Деловая игра «Профессиографическое лото».

Профессиограмма и психограмма Проектирование профессионального плана и его

коррекция с учетом рынка труда. Занятость и самозанятость Профессиограммы

наиболее распространенных профессий.

Профессиональная проба (2 ч)

Роль профессиональных проб в профессиональном самоопределении. Уточнение

профессиональных интересов с помощью опросника профессиональной готовности

(ОПГ).

ПРОИЗВОДСТВО И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Экологическая ситуация во всем мире и в нашей стране продолжает

обостряться. Многие регионы России уже стали зонами экологического

бедствия. Решение экологических проблем во многом зависит от состояния

экологического просвещения среди широких слоев населения и эффективности

экологического образования на различных уровнях, в первую очередь

подрастающего поколения. Культура современного человека должна быть

пронизана экологической этикой. Экологическое просвещение и воспитание

учащихся должны осуществляться в различных дисциплинах, в первую очередь в

биологии, географии, химии и физике. Важную роль должна сыграть и

образовательная область «Технология». Экологические проблемы должны

рассматриваться в различных разделах «Технологии», в частности «Технология

обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения», «Культура

дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов». Информация о

взаимоотношении быстро развивающегося современного производства

(промышленности, энергетики, транспорта, сельского хозяйства) и природы как

в масштабах планеты, так и в конкретном регионе составляет содержание

раздела «Производство и окружающая среда».

Этим разделом, который изучается в XI классе в течение одной четверти,

завершается формирование экологической культуры и экологической морали

учащихся.

Цели экологического образования и воспитания можно сформулировать

следующим образом:

1. Ответственность каждого человека как члена общества в оптимизации

экологических воздействий, связанных с развитием общественного производства

(социальная экология).

2. Индивидуальная экологическая культура каждого человека во

взаимоотношениях с природой.

3. Знания, умения и навыки, связанные с экологически здоровым образом

жизни (экология человека).

4. Любовь к природе как к источнику жизни и красоты.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

особенности научно-технической революции второй половины XX века;

глобальные проблемы человечества в конце XX века: рост народонаселения,

проблема исчерпания ресурсов Земли, загрязнение окружающей среды;

вредные воздействия на окружающую среду промышленности, энергетики,

сельского хозяйства и транспорта и методы уменьшения этих воздействий;

виды загрязнения атмосферы. «Парниковый эффект», кислотные дожди,

утоньшение озонного слоя. Методы борьбы с загрязнением атмосферы;

загрязнение гидросферы и методы борьбы с этими загрязнениями;

причины опустынивания, вырубки мировых лесов и сокращения генофонда

планеты, возможности охраны и рационального использования лесов и земель;

законодательные и экономические меры по охране природы;

принципы и виды мониторинга;

принципы экологической экспертизы проектов;

возможности переработки отходов;

пути экономии энергии и материалов;

возможности экологически устойчивого развития человечества;

особенности экологического мышления и экологической культуры,

экологически здоровый образ жизни.

Учащиеся должны уметь:

учитывать экологические соображения при решении технологических задач;

учитывать требования экологически здорового образа жизни при решении

бытовых задач;

измерять уровень радиоактивности и оценивать опасность радиоактивного

излучения в данном месте;

измерять уровень шума в местах проживания и работы и оценивать опасность

в случае его превышения;

измерять количество нитратов в продуктах питания и оценивать связанную с

ними опасность для здоровья человека;

оценивать качество питьевой воды;

оценивать кислотность дождя;

оценивать качество окружающего воздуха – запыленность и загазованность.

ПРОГРАММА

Биологические основы экологии (2 .ч)

Экология как часть биологии. Социальная экология и экология человека.

Биосфера. Поступление энергии от Солнца и круговорот веществ в природе.

Пищевые цепи. Экосистемы. Ноосфера.

Практическая работа. Моделирование на ПЭВМ вторжения в жизнь экосистемы.

Тематический план

|№ |Тема |Количест|

|п./| |во |

|п. | |учебных |

| | |часов |

|1 |Биологические основы экологии. |2 |

|2 |Научно-техническая революция второй|2 |

|3 |половины XX века. |2 |

|4 |Глобальные проблемы человечества. |2 |

|5 |Энергетика и экология. |2 |

|6 |Загрязнение атмосферы. |2 |

|7 |Загрязнение гидросферы. |2 |

|8 |Уничтожение лесов и химизация |2 |

|9 |сельского хозяйства. |2 |

| |Природоохранная деятельность. | |

| |Экологическое мышление и | |

| |экологическая мораль. | |

Научно-техническая революция второй половины XX века (2 ч)

Использование ядерной энергии. Взрывы ядерных бомб. Чернобыльская

катастрофа. Создание ЭВМ. Возникновение' информационного мира.

Моделирование на ЭВМ «ядерной зимы». Рост мирового промышленного и

сельскохозяйственного производства.

Практическая работа. Оценка уровня шума.

Глобальные проблемы человечества (2 ч)

Демографический взрыв и обеспеченность человечества продовольствием и

питьевой водой. Минеральные ресурсы Земли.

Практическая работа. Оценка загрязнения воздуха (запыленности,

загазованности).

Энергетика и экология (2ч)

Потребности человечества в энергии и возможности получения энергии от

разных источников: путем сжигания углеродосодержащих видов топлива и

атомного топлива, использование солнечной энергии, гидроэнергии и

альтернативных источников энергии (ветра, приливов, течений, геотермальной

энергии).

Достоинства и экологические недостатки разных способов получения энергии.

Тенденции развития мировой энергетики. Экономия энергии.

Практическая работа. Оценки уровня радиации.

Загрязнение атмосферы (2ч)

Влияние промышленности и транспорта на окружающую среду Выбросы в

атмосферу. Кислотные дожди. «Парниковый эффект». Озонные дыры. Методы

защиты атмосферы.

Практическая работа. Оценка наличия кислотных дождей.

Загрязнение гидросферы (2 ч)

Особенности загрязнения океанов, морей, рек, озер. Методы защиты

гидросферы.

Практическая работа. Оценка качества пресной воды.

Уничтожение лесов и химизация сельского хозяйства (2ч)

Сокращение площади, лесов. Роль химизации сельского хозяйства.

Нитраты, нитриты, диоксиды и пестициды. Экологически чистые продукты.

Охрана, рациональное использование лесов и пахотных земель. Сохранение

биологического разнообразия на планете.

Практическая работа. Посадка кустарников и деревьев около школы.

Лабораторная работа. Определение наличия нитратов и нитритов в пищевых

продуктах (выполняется вместо практической, работы).

Природоохранная деятельность (2 ч)

Виды природоохранной деятельности. Мониторинг. Экологическая экспертиза,

проектов. Переработка бытового мусора и промышленных отходов. Малоотходные

и, безотходные технологии. Экологически устойчивое развитие человечества.

Практическая работа. Уборка, мусора около школы или в лесу.

Экологическое мышление и экологическая мораль (2 ч)

Необходимость экологического мышления современного человека. Экономия,

ресурсов и энергии, в том числе в быту. Ограничение потребностей человека.

Любовь к природе – источнику красоты и основе жизни, людей.

Практическая работа. Определение мощности падающего электромагнитного

излучения.

ЭЛЕМЕНТЫ ДОМАШНЕЙ ЭКОНОМИКИ И ОСНОВЫ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Этот раздел состоит из двух больших частей: «Элементы домашней экономики»

– изучается в VII классе (8 ч) и «Основы предпринимательства» – изучается в

VIII (10 ч) и X классах (18 ч). Кроме этого, учащиеся выполняют 10

проектов, в которых обязательна экономическая часть. Как известно,

первоначальные понятия о домашней экономике учащиеся осваивают в семье,

школе, окружающей среде, при выполнении проектов. Семья – это общество в

миниатюре, она развивается по тем же экономическим законам, что и общество,

а поэтому освоив домашнюю экономику учащиеся осознанно будут изучать другие

составляющие экономики, а также основы предпринимательства.

Изучение раздела преследует следующие цели:

вооружить учащихся знаниями о домашней экономике, сформировать навыки

ведения домашней финансовой документации;

воспитать уважение к собственности, ответственность; экономность,

сформировать экономическое мышление, культуру потребления;

подготовить учащихся к выполнению роли потребителя, производителя,

гражданина;

сформировать знания о предпринимательстве как сфере человеческой

деятельности и первоначальные умения применения этих знаний в повседневной

деятельности.

Изучение раздела решает следующие задачи:

познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения

домашнего хозяйства, семейным бюджетом, источниками дохода, рациональным

расходованием средств;

развить целостность взглядов на семью, ее роль в обществе, ее

экономические, социальные и нравственные устои н традиции;

раскрыть взаимосвязь семьи, общества и государства;

научить осуществлять несложные экономические расчеты и в первую очередь

определять затраты на услуги (воду, газ, тепло, канализацию, уборку),

продукты питания, одежду и др.;

подготовить к жизни в условиях ограниченности ресурсов и роста

потребностей, целесообразного выбора;

сформировать качества рачительного хозяина и покупателя;

раскрыть цели, задачи, функции, сущность предпринимательства и его роль в

экономической жизни общества, вооружить знаниями о предпринимательстве;

сформировать первоначальные умения участия в предпринимательской

деятельности;

освоить некоторые методики и приемы выбора своего дела, принятия решений,

умения анализировать и оценивать экономическую ситуацию;

сформировать экономическую культуру, экономическое мышление;

воспитать у учащихся бережное отношение к ресурсам, трудолюбие,

гуманность, порядочность.

Следует иметь в виду, что сплав знаний и умений по основам

предпринимательства, а также по обработке различных материалов и оказанию

услуг будет способствовать формированию настоящих российских

предпринимателей. Поэтому одна из важных задач раздела научить учащихся

честно производить и реализовывать товары и услуги; осуществлять смелые,

важные и трудные проекты, сформировать готовность добровольно брать на себя

трудные дела, идти на риск, связанный с реализацией новых, дерзких идей;

придумывать новые или улучшать существующие товары и услуги.

Из форм обучения рекомендуется применять рассказ, объяснение, беседу;

диспут, деловые игры, самостоятельную работу учащихся. Особое внимание

следует уделить ЭВМ, моделирующим различные этапы предпринимательской

деятельности и производственные ситуации.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ,

ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

цели и значение домашней экономики;

общие правила ведения домашнего хозяйства;

составляющие семейного бюджета и источники его доходной и расходной

частей;

возможность рационального использования средств и пути их увеличения;

экономические связи семьи с рыночными структурами общества;

элементы семейного маркетинга и самоменеджмента;

роль членов семьи в формировании семейного бюджета; экономическую

взаимосвязь семьи, предприятии, государства и общества; необходимость

производства товаров и услуг как условие жизни общества в целом и каждого

его члена;

цели и задачи экономики, место предпринимательства в экономической

структуре общества; принципы и формы предпринимательства, источники его

финансирования;

порядок создания предприятий малого бизнеса;

условия прибыльного производства;

роль менеджмента и маркетинга в деятельности предпринимателей

Учащиеся должны уметь.

анализировать семейный бюджет;

определять прожиточный минимум семьи, расходы на учащегося;

анализировать рекламу потребительских товаров;

осуществлять самоанализ своей семейной экономической деятельности;

выдвигать деловые идеи;

изучать конъюнктуру рынка, определять себестоимость произведенной

продукции, разрабатывать бизнес-план.

Тематический план

|№ |Тема |Количеств|

|n/п| |о учебных|

| | |часов |

| |Элементы домашней экономики (VIII | |

|1 |кл.) |2 |

|2 |Домашняя экономика |2 |

|3 |Бюджет семьи |2 |

|4 |Расходы семьи |2 |

| |Менеджмент в домашней экономике | |

|1 |Основы предпринимательства (VIII |2 |

|2 |кл.) |2 |

|3 |Предпринимательство сущность, цели,|2 |

|4 |задачи. |2 |

|5 |Принципы и формы |2 |

| |предпринимательства. | |

|1 |Основные документы деятельности |2 |

|2 |предпринимателя. |2 |

|3 |Технология создания предприятия. |2 |

|4 |Источники финансирования |2 |

|5 |предпринимательства |2 |

|6 |Основы предпринимательства (X кл.) |2 |

|7 |Менеджмент в деятельности |2 |

|8 |предпринимателя. |2 |

|9 |Трудовой коллектив. |2 |

| |Производительность и оплата труда. | |

| |Маркетинг в деятельности | |

| |предпринимателя. Себестоимость | |

| |производства товаров и услуг. | |

| |Цены товаров и услуг. | |

| |Финансовая деятельность | |

| |предпринимателя. | |

| |Прибыль и налоговая служба | |

| |Бухгалтерский учет в деятельности | |

| |предпринимателя | |

ПРОГРАММА

Элементы домашней экономики

Домашняя экономика (2 ч)

Цели и задачи экономики.

Семья – первичная социально-экономическая ячейка общества. Состав семьи.

Экономические связи в семье. Недвижимость, личная и коллективная

собственность, распределительные отношения в семье. Экономические связи в

семье. Экономические связи семьи с другими семьями, предприятиями,

государством, обществом.

Семейное хозяйство, его составляющие. Финансовая документация семьи.

Ресурсы семьи (земля, капитал, люди, технологии и т. д.). Личное

предпринимательство. Цели и задачи экономики семьи

Бюджет семьи (2ч)

Понятие о бюджете семьи. Анализ и планирование семейного бюджета.

Источники дохода бюджета семьи: заработная плата и пенсия, доход на капитал

ценные бумаги, от приусадебного участка, предпринимательской деятельности.

Забота государства о семье и ее бюджете. Роль школьника в увеличении

доходной части семейного бюджета и его законном использовании. Деловая игра

«Бюджет семьи».

Расходы семьи (2 ч)

Постоянные и переменные расходы, Экономия средств. Ограниченность

ресурсов семьи рост потребностей. Распределение бюджета. Хозяйственная

книга.

Расходы на энергоносители: газ, уголь, дрова и т. д. Расчет потребностей

в энергоносителях средней семьи. Расходы на услуги: отопление,

водоснабжение, телефон и другие средства информации и телекоммуникации,

квартплата, оплата за детский сад и другие платные учреждения образования и

медицинские услуги.

Расходы на питание. Физиологически, обоснованные нормы расхода продуктов

питания на человека, семью. Меню семьи. Учет биологических требований к

питанию семьи и ее экономических возможностей. Затраты на питание.

Составление меню семьи на день, неделю и его экономическое, обоснование.

Расходы на одежду, и отдых. Непредвиденные расходы. Прожиточный минимум

семьи. Расчет потребительской корзины. Черта бедности. Бюджет школьника.

Анализ ежедневных, еженедельных, месячных и годовых расходов. Лицевой счет

школьника.

Менеджмент в семейной экономике (2 ч)

Осуществление учета, планирования, организации и контроля в семейной

экономике. Самоменеджмент каждого члена семьи – залог его успеха в жизни.

Производство товаров и услуг в условиях семьи. Рациональное использование

ресурсов семьи. Физический и интеллектуальный труд. Забота каждого члена

семьи о благополучии всех.

Экономические возможности и экономические потребности семьи. Покупка

товаров и услуг. Правила покупки товаров и услуг Анализ рекламы Изучение

конъюнктуры рынка Реклама товаров на упаковках. Защита прав потребителей.

Инструкции пользования товарами и услугами Вложение семейных средств в

банки, ценные бумаги и т. п.

Основы предпринимательства

Предпринимательство: сущность, цели, задачи (2 ч)

История предпринимательства в России. Поиск своего дела. Предприниматели

– творцы бизнеса, организаторы и производители товаров и услуг.

Предпринимательство как вид деятельности.

Принципы и формы предпринимательства (2 ч)

Нравственные и деловые качества предпринимателя. Стратегия

предпринимательства. Тесты на выявление и оценку предрасположенности к

предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы

предпринимательства в России: индивидуальное частное предпринимательство с

ограниченной ответственностью, акционерные обществ незакрытого и открытого

типов.

Деловая игра. «Прибыльная идея»

Основные документы деятельности предпринимателя (2 ч)

Устав и учредительный договор и их разработка.

Технология создания предприятия (2 ч)

Основные сферы предпринимательской деятельности: финансы, торговля

производство, услуги.

Деловая игра. «Поиск».

Источники финансирования предпринимательства (2 ч)

Деловая игра. «Уставной капитал»

Менеджмент в деятельности предпринимателя (2 ч)

Понятие о менеджменте, ею целях и задачах. Ресурсы предприятия.

Внутренняя и внешняя среда. Коммуникации. Предпринимательская этика и

предпринимательский климат.

Деловая игра «Предприниматель – руководитель фирмы»

Трудовой коллектив (2 ч)

Понятие о трудовом коллективе. Условия найма. Контрактная форма найма.

Рабочий день и его использование.

Деловая игра «Контракт».

Производительность и оплата труда (2 ч)

Понятие о производительности труда. Пути повышения индивидуальной и

коллективной производительности труда Понятие об оплате труда. Системы

оплаты труда: повременная и сдельная, договорная.

Маркетинг в деятельности предпринимателя (2 ч)

Понятие о маркетинге. Методика поиска рынков сбыта товаров и услуг.

Прямые и косвенные затраты.

Себестоимость производства товаров и услуг (2 ч)

Понятие о себестоимости товаров и услуг. Пути снижения себестоимости

продукции. Прямые и косвенные затраты.

Деловая игра. «Деловой план».

Цены товаров и услуг (2 ч)

Цены у производителя и у продавца. Соотношение цены и стоимости. Сущность

понятия цены товаров и услуг. Стратегия цен.

Финансовая деятельность предпринимателя (2ч)

Понятие о финансовой деятельности. Прибыль как источник расширения

производства, оплаты труда и риска предпринимателя. Кредит и. его цена.

Отношения с банками.

Предприниматель и налоговая служба.

Понятие о налогах. Их значение в развитии государства. Виды налогов.

Льготы по налогообложению. Ответственность налогоплательщика.

Бухгалтерский учет в деятельности предпринимателя.

Деловая игра. «Анализ хозяйственной деятельности предприятий».

ПРОЕКТ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ «ТЕХНОЛОГИЯ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Под проектом понимается самостоятельная творческая завершенная работа,

выполненная под руководством учителя.

Работа над проектом включает в себя составление обоснованного плана

действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода

выполнения проекта, элементы деятельности по маркетингу (изучению спроса и

предложения), конструированию, технологическому планированию, наладке

оборудования, изготовлению изделий и их реализации. В задачу проектирования

входит также экономическая и экологическая оценка выполняемых работ.

Результаты проектной деятельности должны поэтапно фиксироваться в виде

описания и обоснования выбора цели деятельности с учетом экономического,

экологического и социального аспектов, эскизов и чертежей, технологических

карт, планов наладки оборудования, а также изделия, готового к внедрению,

или конкретного решения поставленной проблемы. По совокупности всех этих

рабочих и уточненных материалов и готового решения или изделия оценивается

уровень общетрудовой подготовки школьников.

Использование метода проектов позволяет на деле реализовать

деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и

умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных

этапах обучения.

Работа над проектом в творческом коллективе дает возможность учащимся

объединиться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой

деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения

заданий в намеченные сроки, взаимопомощь, тщательность и добросовестность в

работе, равноправие и свободу в выражении идей, их отстаивании и в то же

время доброжелательность при всех обстоятельствах.

Тематика проектных заданий должна охватывать возможно более широкий круг

вопросов школьной программы трудового обучения «Технология», быть

актуальной для практической жизни и требовать привлечения знаний учащихся

из разных областей с целью развития их творческого мышления,

исследовательских навыков, умения интегрировать знания. Далеко не каждый

проект может соответствовать целям и задачам трудового обучения по курсу

«Технология», хотя на первый взгляд тема проекта может казаться интересной

и практически значимой.

В тематике проектных заданий следует учитывать вопросы экономики,

экологии, современного дизайна, моды. Правильный выбор темы с учетом

названных требований, возрастных и личностных интересов учащихся

обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении,

активизирует самостоятельную творческую деятельность учащихся при

выполнении проекта.

Окончательный выбор темы проекта остается за учителем. Зная интересы и

потенциальные возможности своих учеников, учитель имеет возможность

максимально точно подобрать тему и определить уровень сложности проекта для

каждой группы учащихся.

Количество участников при выполнении проекта в зависимости от его

сложности может быть различным: от одного (индивидуальный проект) или

нескольких учащихся одного класса до больших творческих коллективов,

включающих в себя учащихся разных классов и возрастов (день рождения,

юбилей школы, организация питания в походе и т. п.), близлежащих школ и

других организаций (праздник района, города, национальный праздник, вопросы

экологии района, области и т. п.).

Организуя творческие группы, учителю следует оптимизировать число

учащихся в них таким образом, чтобы суммарное количество выполняемых

проектов было не слишком большим, иначе он не сможет осуществить

качественный контроль за их выполнением.

Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена в

домашней обстановке. Тем самым закладываются возможности для общения детей

и родителей. В повседневных совместных делах появятся взаимопонимание,

уважение и доверие, чувство общности, сформируются новые и возродятся

утраченные духовные ценности;

Можно выделить следующие этапы выполнения проекта:

выбор темы проектного задания с учетом анализа потребностей дома, школы,

организации досуга, производства, сферы обслуживания и т. д.;

оценка интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей,

необходимых для выполнения проекта;

сбор и обработка необходимой информации при изучении литературы

(справочники, журналы, газеты, книги, рекламные буклеты и т. п.), обращение

к банку данных;

разработка идеи выполнения проекта с учетом экономических и экологических

ограничений;

планирование, организация и выполнение проекта с учетом требований

дизайна и эргономики, текущий контроль и корректировка деятельности;

оценка качества выполненной работы (своей и чужой), защита проекта.

Сроки выполнения проектов в большой степени зависят от содержания, целей

и задач проекта и могут меняться от 3 – 4 недель до одного года. При

длительном выполнении проекта необходимо наметить определенные этапы с

конкретными результатами работы на каждом этапе. Проект, выполняемый в

течение года, позволяет создать дополнительную заинтересованность

школьников в получении знаний, необходимых для его выполнения.

Проекты по разделу «Радиоэлектроника» могут включать разработку таких

изделий, как радиоприемник (детекторный, прямого усиления,

супергетеродинный, прямого преобразования), усилители низкой частоты

(предусилители, линейные усилители, эквалайзеры, шумоподавители и т. д.),

устройства автоматики (охранные и сигнальные устройства, регуляторы

температуры для аквариума или теплицы, регуляторы мощности, напряжения,

освещенности, дозаторы, автоматические определители номеров телефона и т.

п.), цветомузыкальные системы для дискотеки, имитаторы звуков для

радиоэлектронных игрушек, электронные устройства для автомобиля

(электронное зажигание, реле-регулятор), радиоэлектронные игры и т. п.

Темой проекта может быть разработка вариантов спортивных и детских

площадок, техническое моделирование (автомодели, судомодели,

радиоуправляемые модели, роботы), специальные инструменты и приспособления

для дома, сельскохозяйственных работ, обработки различных материалов.

Примерный перечень изделий декоративно-прикладного характера:

из древесины – шкатулки, вазы для фруктов и цветов, столовые приборы,

разделочные доски, фигурки животных, игрушки;

несложные приспособления типа укладок для кассет, деревянная и плетеная

мебель, корзины и т. д.;

из металла – украшения с применением различных технологий (чеканка,

гравировка, эмаль);

из глины – керамические вазы, кувшины, блюда, декоративная пластика,

игрушки, свистульки и т. д.;

из различных природных материалов – соломка, листья, ветви, корни, шишки,

кора, кап, плоды, минералы, ракушки, кость, кожа, рог, мех и т. д.;

из текстильных материалов и нитей – детская, спортивная, форменная,

нарядная, деловая одежда, гобелены, декоративные панно, различные виды

плетения (кружево, макраме, фриволите и др.), разнообразные виды вышивки,

росписи по ткани и т. д.

Учитель при проведении занятий по разделу «Культура дома, технологии

обработки-ткани и пищевых продуктов» может предложить школьникам принять

участие в разработке проектов «День рождения», «Юбилей», «Новый год»,

«Масленица», «Крестины», «Питание в походных и экстремальных условиях»,

«Свадьба» и др.

Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа

учителя и учащегося. При этом имеется возможность расширить обозначенные в

программе направления трудовой творческой деятельности, учесть интересы

учащихся, особенности регионов. Следует иметь в виду, что проекты любой

направленности будут педагогически эффективны только в контексте общей

концепции обучения и воспитания. Они предполагают, с одной стороны, отход

от авторитарных методов обучения, а с другой – предусматривают хорошо

продуманное и концептуально обоснованное сочетание разнообразных методов,

форм и средств трудового обучения. Проекты – это всего лишь один из

компонентов системы образования, а не самостоятельная система.

Трудность выполнения проектов заключается в необходимости затрат учителем

большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся.

Поэтому не следует стремиться к сложным темам проектов. С другой стороны,

не следует понимать проект как контрольную работу. Еще раз подчеркнем, что

проект является творческой работой, во время выполнения которой школьники

продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для

выполнения работы на базе предыдущих разделов курса.

Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал

учителя, но в то же время при использовании проектного метода обучения

задачи, стоящие перед учителем, усложняются. Учитель должен подробно

определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие

сформировать творческие навыки и развить инициативу подростка.

Учитель должен постоянно пополнять свои знания по тематике проектов,

выступать «играющим тренером» в работе над проектом. Должна быть обеспечена

материальная база для выполнения проекта (демонстрационные, справочные и

наглядные средства обучения, оборудование, специальные инструменты,

материалы). Оформление интерьера мастерской желательно осуществлять в

соответствии с требованиями современного дизайна, в разумных пределах

использовать музыкальное сопровождение, чтобы создавать у учащихся

положительный эмоциональный фон.

Учебное издание

ПРОГРАММЫ

средних общеобразовательных учреждений

Трудовое обучение

ТЕХНОЛОГИЯ

1 – 4 классы

5 – 11 классы

Под редакцией Ю. Л. Хотунцева и В. Д. Симоненко

Зав. редакцией Н В Хрусталь.

Редактор Т. А. Чамаева

Младшие редакторы Е В Казакова, Л. А. Криеунова.

Художественный редактор Э. Финогенова.

Технический редактор О. А. Булавченкова

Корректор Г. М. Махова

Компьютерная верстка и дизайн А. Стрелков

-----------------------

* Радел »Культура дома для мальчиков и для девочек может вести один тот

же учитель

* * Этот раздел может изучаться в более старших классах во время летней

практики

[1] В программе использованы отдельные фрагменты программы трудового

обучения 1986 г.

[2] В разработке вопросов машиноведения принимал участие Н. Н. Малюков

[3] Здесь и далее альтернативный вариант программы

[4] Подробно эта тема изучается в разделе «Кулинария» в старших классах

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ